Народный календарь

День Ильи Муромца


1 января (19 декабря по старому стилю) по народному календарю отмечается день Ильи Муромца. В церковном календаре данный день посвящен памяти преподобного Илии Печерского, чудотворца Муромского. Именно монах Илия, живший в 12 веке, стал прообразом легендарного богатыря.
С детства будущий монах страдал параличом, до 30 лет не мог передвигаться. Затем к нему зашли неизвестные старцы и попросили принести воды. Илия ответил, что не может ходить, тогда просьба повторилась как приказ. Невиданная сила подняла юношу на ноги, он смог принести попить старикам. С тех пор Илия вел активную жизнь, развивая свое тело.
Известно, что Илия обладал по тем временам высоким ростом и небывалой силой. Он участвовал в сражениях, но, чудом выжив после тяжелого ранения, дал обед служить Господу. Став монахом в Киево-Печерской лавре Илия творил благие дела для людей.
Считается, что с Илии Печерского описан персонаж рассказов об Илье Муромце, оборонявшего народ от врагов. Поэтому в народе 1 января установили его днем. По традиции кланялись родным краям, благодаря за защитников. Люди верили, что молитвы к Илье Муромцу помогут восстановить здоровье, особенно болеющим параличом нижних конечностей и позвоночника.
1 января проводили отдыхая, чтобы наступивший год прошел легким. Хозяйки воздерживались от уборки, дабы не вымести удачу из дома. Если кому удавалось сидя на лошади обойти задом наперед по кругу дерево, того ждала верность супруга. Чтобы в наступившем году не беспокоило безденежье, искали на кладбище три безымянные могилы и попросили не знать бедность так, как имена покойников.
По приметам на Илью Муромца судили о грядущей погоде. Если на небе ясно и видны звезды, то ожидался летом урожай ягод. Лежащий снег на улице предвещал большой урожай зерновых культур. По данному дню предсказывали аналогичную погоду на июль.
 
Игнатьев день


2 января (20 декабря по старому стилю) отмечается Игнатьев день по народному календарю. Данное событие идет от церковного праздника – дня почтения памяти святого Игнатия Богоносца, служившего архиепископом Антиохийским во 2 веке.
Известно, что Игнатий застал время жизни Иисуса Христа. Когда будущий архиепископ был ребенком, Божий сын дал ему поучение быть праведным, дабы попасть в Царство Небесное. Богоносцем его нарекли за преданность Господу и постоянные молитвы. Игнатий посвятил жизнь людям, помогая поверить в христианскую веру и обличая идолопоклонство.
Когда на святого донесли правителю, тот приказал заставить Игнатия сменить веру на языческую и совершить жертвоприношение вымышленным богам. За отказ архиепископа отправили на съедение ко львам. Игнатий, идя на казнь, беспрестанно твердил имя Спасителя. Животные не тронули только сердце. После вскрытия язычники увидели на сосудах написанное имя Иисуса Христа.
В Игнатьев день совершали молитвы святому, прося благополучия жилью. Крестьяне обходили с иконами деревню по кругу, веря, что такой обряд сбережет ее от несчастных событий или плохого урожая. Каждый кланялся своему отчиму дому.
Игнатьев день приближал к наступающему Рождеству. Хозяйки убирали дом, молодежь готовила костюмы к колядкам, а хозяева занимались садом. Следовало смести лишний снег с яблоневых деревьев, потому как это защищало от лома ветвей и давало хороший урожай летом. Отсюда данный день иногда величали яблочным.
Люди считали Игнатьев день показателем августа – погода ожидалась аналогичной: ясное небо предвещало жару в августе, снегопады – пасмурность. Услышав пение синиц 2 января, люди ждали стужу грядущей ночью. Иней на коре деревьев предвещал в будущем солнечные дни. Ясное звездное небо сулило богатый летний урожай.
 
Прокопьев день


Прокопьев день отмечается по народному календарю 3 января (21 декабря по старому стилю). Его происхождение пошло от церковного дня почтения блаженного Прокопия Вятского, известного служителя Успенского монастыря в 17 веке.
Прокопий вырос в праведной семье христиан. В возрасте 12 лет он попал под удар молнии, работая на поле. Очнувшись от удара, у мальчика произошло помутнение разума - он разрывал на себе одежду и ходил нагим. Родители отправили больного на исцеление в Успенский монастырь Вятского края, где его вычитали молитвами. Но, когда двадцатилетнего Прокопия решили насильно женить, юноша сбежал и стал иноком Успенского храма, правда, его ум снова искалечился.
Оставшуюся жизнь Прокопий провел юродивым – ходил голым и принял обет молчания. Все его мысли и молитвы посвящались Господу, за что тот наградил Прокопия даром предвидения. Он помогал людям, предсказывая выздоровления или надвигавшиеся беды. Также юродивый известил дату своей смерти.
Прокопьев день в народе называли еще «полукормовым», так как к данному дню запасы в закромах расходовались наполовину. Хозяева проверяли зерно в хранилище, заколачивали мышиные дыры, ворошили зерно, чтобы не плесневело. Уходя, на остатки запасов ставили скрещенные две палочки, такой оберег защищал от нечистой силы.
Девушки гадали на Прокопьев день, собирая веником по амбару зерно: сколько наберут, столько счастья их ждет в новом году. Затем мололи его и пекли из пшеничной муки корж, а из овсяной варили кисель. Загадывая желание, съедали приготовленное, веря, что так оно исполнится.
Дабы судьба не принесла беды человеку, в народе 3 января запрещалось совершать некоторые действия. Избегали поднимать потерянные другими вещи, чтобы самим сохранить имущество. Подслушивание и подсматривание за кем-либо зеркально отражалось на созерцателя. Сдерживались в клятвах и пожеланиях здравия, уклоняясь от болезней.
Урожайность лета проверяли, прислушиваясь в амбаре к гулу, если слышен, ждали неурожай, тишина – наоборот. По снежным полям определяли, что урожай будет богатым. Если эхо слышалось на всю округу, люди готовились к крепкому морозу. По дню Прокопия предсказывали аналогичную погоду на сентябрь.
 
Настасьин день


4 января (22 декабря по старому стилю) по народному календарю отмечают Настасьин день. Его происхождение идет от церковного праздника в честь святой Анастасии, названой Узорешительницей за ее помощь христианским узникам.
Анастасия родилась в семье сенатора в 3 веке. Отец был язычником, мать – тайной христианкой. В секрете от супруга мать отдала дочь обучаться Святому Писанию к святому Хрисогону. Повзрослев, девушка занялась оказанием помощи узникам-христианам, гонимых язычниками. После смерти родителей и мужа Анастасия тратила наследство на еду, одежду и медикаменты заключенным, приходила к ним в темницы и лично оказывала посильную помощь.
Правитель Диоклитиан приказал склонить христианку к язычеству либо предать пыткам. Но Анастасия выбрала второе - ее морили голодом, топили, ничто не могло сменить ее преданность Господу. В итоге девушку растянули над костром между четырьмя деревьями, где она приняла смерть.
В Настасьин день беременные молились за благополучное разрешение родов, за что святую народ назвал Узорешительницей. Анастасия считалась покровительницей будущих матерей. В данный день они съедали постную кашу, веря, что такой обряд сохранит беременность и даст силы родить здорового ребенка.
Также беременные женщины проводили день, занимаясь вышивкой узоров на родовом полотенце – своеобразном обереге. Чаще всего вышивали узор, обозначавший жизнь и плодородие. Матери учили дочерей вышивке на будущее.
В Настасьин день существовало поверье воздержаться от избиения домашних животных, дабы не искалечить свои ноги. Девушкам нельзя было колоть уши, чтобы избежать долгое заживание. Не стоило передвигаться босым, так как нагрянет бедность. Также сторонились вязания варежек, чтобы домочадцам не повязали руки, посадив в тюрьму.
Приметы на Настасьин день помогали узнать грядущую погоду. Тучи, идущие в обратную сторону от ветра, означали наступающую метель. Обилие сосулек на крыше предвещало хороший урожай. Маловодье на водоеме вело к засушливому лету и плохой рыбалке. По дню Настасьи определяли аналогичную погоду на октябрь.
 
Федулов день


5 января (23 декабря по старому стилю) по народному календарю отмечается Федулов день, названный в честь святого мученика Феодула. Он жил в период властвования языческих императоров в 3 веке в Фессалониках на территории Греции. Читал Священное Писание в Евангельской церкви, был праведным и преданным Господу христианином.
Когда начались гонения христиан, Феодулу предложили принять язычество и отречься от Христа, либо погибнуть. Мученик выбрал верную смерть ради веры во Всевышнего. Ожидая в темнице казнь, Феодулу и его другу диакону Агафоподу проповедями о Боге удалось обратить к христианству находившихся узников. После, святого утопили в море, привязав к ногам камень.
В Федулов день люди старались завершить приготовления к Рождеству Христову. Женщины готовили сладкое печенье к святкам. Его оборачивали полотенцем и прятали в закрома, чтобы избежать проникновение нечисти к нему.
По поверьям, в данный день нельзя было резать, колоть, капать, ведь если случится ранение, то оно не заживет в течение года. Хозяйкам не следовало укорачивать одежду, дабы не сократить свою жизнь. Также избегали проведение медицинских операций.
Федулов день посвящали домашнему хозяйству – в частности заботе о скоте и птицах. Чтобы нечистая сила до них не смогла добраться, хозяева закрывали появившиеся дыры в сарае ветошью, убирали навоз, стелили соломенную подстилку, устилали ясли чертополохом, кормили досыта животных. Хозяйки пекли коржи из отрубей и скармливали до последней крошки своей живности. Птицам давали пшено, прокаленное у печи.
Погода на Федулов день сулила аналогичную погоду на ноябрь. По сильному ветру предсказывали богатый урожай. Если кошка лезла к печи, ждали крепкий мороз. Активность кур и храпение лошади предвещало скорую метель.
 
Сочевник (Сочельник)


6 января (24 декабря по старому стилю) по народному календарю отмечается Сочельник, иногда именуемый Сочевником или святым вечером. Данный праздник относится к кануну Рождества – дню перед рождением Иисуса Христа.
Главным мероприятием на Сочельник были семейные встречи за общим столом. Взрослые дети приходили отмечать праздник к родителям, потом шли к крестным. Как раз к вечеру Сочельника заканчивался Великий рождественский пост.
Утром народ ходил в церковь на молебен, ставил свечу за здравие. Вечером, когда появлялась первая звезда на небе, накрывали праздничный стол. Он состоял из 12 разных блюд, символизировавший 12 месяцев года. Вместе с ними подавали компот из сухофруктов и главное блюдо – сочиво (кутья), состоящее из злаков, меда, орехов и мака. Поедая сочиво, люди отдавали дань святым мученикам, отказавшимся от яств язычников и питавшихся дарами земли.
К Сочельнику с лета готовили украшение для дома – дидух. Он представлял из себя сноп соломы, на который вязали засушенные цветы, ленты, колокольчики. Композиция символизировала плодородие и ясли новорожденного сына Господа.
С Сочельника начинались 2 недели колядования. Молодежь переодевалась в подготовленные заранее костюмы и ходила по всем домам с веселыми песнями и колядками. Желали благополучия и счастья хозяевам, а те взамен должны были отблагодарить колядующих конфетами и мелочью. Пройти мимо чей-то дом считалось невежеством, а если кто выгонял колядующих со двора, того ждала беда. Важно было успеть закончить все хозяйственные дела, чтобы не работать в святой вечер. Затем попариться в бане, очиститься от грязи. Одеваться стоило как можно наряднее, избегая черной одежды, чтобы год прошел в празднике. Возбранялось ругаться между собой, а все обиды простить и забыть.
В ночь перед Рождеством снились вещие сны. Также наступало лучшее время для гаданий, поскольку на святки их достоверность была максимально велика. Незамужние девушки собирались группами и гадали на зеркалах, воске, кофейной гуще, на поведении животных.
По приметам на Сочельник народ предсказывал урожайность года. Так крепкий мороз означал богатый урожай летом. Звездное небо ночью предвещало достаток лесных сборов и хороший приплод скотины. Вьюга обещала большое роение пчел на пасеке. Ждали приличный урожай гречки, если тропы на улице утаптывались до черноты. Урожай ячменя проверяли по проваренной кутье за столом – чем больше разбух, тем обильнее летом его сборы.
Погода Сочельника предсказывала аналогичную погоду на следующий декабрь.
 
Рождество


Рождество
считается одним из главных праздников в народе. Его отмечают 7 января (25 декабря) по старому стилю. Согласно преданию, в данный день родился Иисус Христос, сын Господа и Девы Марии.
Рождество – семейный праздник, прежде всего его отмечают в кругу родственников. К нему готовятся заранее, выдерживая Великий сорокадневный пост с 28 ноября. В ночь перед Рождеством заканчивается пост, а люди накрывают стол с 12 блюдами. Обязательным яством на столе является кутья (сочиво) и узвар – компот из сушеных фруктов. Также среди блюд выставляют мясные лакомства: студень, колбасы, запеченную птицу.
К празднику хозяйки украшали дома – стелили новую скатерть на стол, по углам расставляли чеснок и монеты, означавшие здоровье и достаток. В доме устанавливали соломенные снопы, символизировавшие ясли новорожденного Христа, зажигали свечу и следили, чтобы она сгорела до конца. Домочадцам следовало надевать чистые одежды, не браниться и читать молитвы перед застольем. Все домашние работы завершали до Рождества.
С 7 января начинались 12 дней святок, во время которых народ отдыхал, веселился, гадал и устраивал колядки. Молодежь и детвора, переодетые в костюмы, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам счастья и здоровья. Взамен их благодарили, угощали печеньем, конфетами, давали монетки. С колядками и вечерами дети посещали своих родных и крестных родителей.
Обязательным персонажами на колядках были ряженые односельчане в козу и медведя. Коза символизировала благополучие семьи, ее гладили по шерсти, чтобы нагладить удачу, а медведя представляли, как символ силы. Колядующие носили восьмигранную звезду на шесте, означающую ночное светило, под которым родился Иисус Христос.
Среди обычаев, распространенных на Рождество, были девичьи гадания. Незамужние барышни собирались после захода солнца и ворожили на суженного. Женщины проводили ритуалы, изгоняя нечистую силу из углов дома. Для этого брали веник из крапивы, обливали кипятком и мели по всем углам.
Люди верили, если в Рождественское утро в дом первым войдет мужчина, в семье прибудет счастье. Явление женщины сулило болезни женского рода. Если заходят двое, то семья избежит ссор и болезней.
Если на Рождество держался иней трое суток или виднелся растущий месяц ночью, определяли обильный урожай. Сильная метель предвещала прохладное лето. Кошка, ищущая тепла, означала грядущее похолодание.
Рождественский день предсказывал аналогичную погоду на Петров день, 12 июля.
 
День повитух


День повитух в народе отмечается 8 января (26 декабря по старому стилю). Данный праздник проводится в честь женщин, помогающих при родах. Также его называют Бабьи каши, поскольку состоявшиеся матери с детьми ходили благодарить повитух, а те взамен угощали их кашей.
В народе повитуху считали уважаемым человеком. Ее так прозвали за умение завернуть новорожденного в пеленки так, чтобы он не мог себя поцарапать и спал спокойно. Также повивальные бабы учили новоиспеченную мать пеленать младенца. Стать повитухой могла не каждая, для этого требовалось самой быть матерью и иметь пожилой возраст. Женщина должна была выделяться покладистым характером и хорошей репутацией, иначе принимаемые дети могли родиться слабыми, болезненными.
По традиции, матери собирали корзинку с пирогами, салом, блинами, водкой и отравлялись к повитухе. Также ей подносили полотенце, дабы путь принимаемых ею новорожденных был легок. Старухе показывали, как повзрослело дитя, благодарили. Беременные женщины ходили с гостинцами к повитухе, чтобы их роды прошли благополучно.
Существовало поверье, что в день повитух нечистая сила вылезала из убежища и блуждала по земле, пытаясь навредить людям: воровала луну с неба, закрывала солнце. Защищаясь, крестьяне переодевались в животных или ряженных: надевали потрепанную одежду, лица изрисовывали сажей, изображали страшные и убогие уродства. Ряженные бегали по селу с песнями и танцами, показывая нечисти, что их место занято.
Запрещалось в день повитух покупать веревочные изделия, чтобы оградить свой род от повешения. Также не готовили кисель, дабы в дом не призвать смерть.
По студеному и заснеженному дню повитух определяли прохладное, дождливое лето. Чистое небо днем предвещало богатые сборы проса. Кружащие в небе вороны наблюдались перед метелью, а пение синиц - перед сильным похолоданием. Также морозы сулил бардовый закат. Тепло ждали, если видели огонь в печи белого оттенка.
 
Степанов день


Степанов день по народному календарю отмечается 9 января (27 декабря по старому стилю). В церковном календаре данный день приурочен к почтению памяти святого Стефана Первомученика, жившего в 1 веке.
По преданию еврей Стефан застал распятие и воскресение Божьего сына, после чего, возросла необходимость заботиться об обездоленных и немощных христианах. Апостолы назначили Стефана на эту роль архидиаконом. Помимо помощи он вел проповеди о Боге, за что его оклеветали завистники-фарисеи и взяли под стражу. На суде Стефана приговорили к смертной казни через побитие камнями.
Так он стал первым мучеником, пострадавшим за христианство. С тех пор начались гонения на верующих в Бога, они были вынуждены покинуть свою землю и уйти в другие страны. Вместе с ними по земле распространилось христианство.
Святой Степан в народе покровительствовал лошадям, поэтому хозяева устраивали праздник коням. Их досыта кормили и поили посеребренной водой. В ведро с водой на сутки клали серебряную монету. Затем ее прятали в ясли хлева, а по углам сарая вбивали колья из осины. Такой обряд защищал лошадей от хвори, сглаза и отпугивал нечистую силу.
Степанов день в народе еще называли праздником пастухов. Из претендентов в пастухи определяли одного на общем совете деревни. В его обязанности входил выгул и присмотр крупного скота, за это односельчане ему неплохо платили.
Девушки в Степанов день продолжали гадания на суженного. А девицы, страдающие грустью в душе, избавлялись от нее через обряд выливания воды. Они по очереди подходили к общему чану и выливали миски с водой, символизирующей душевное уныние. Старшая женщина выносила чан за калитку, выплескивая подальше.
Детвора бегала по селу, стучась в дома с песнями и колядками, желая добра и здоровья. Их благодарили и угощали пряниками и конфетами, давали мелкие деньги. Выгонять колядующих нельзя было, веря, что тогда удача обойдет дом.
Если люди примечали в Степанов день мокрые от пота ноги коня, тогда предвещали раннюю весну. Затишье птиц наблюдали перед снегопадом. Если домашняя птица прятала лапы в свой пух, ожидали морозы. Туман предсказывал наступающую оттепель. Метель означала обильный лесной урожай летом, а трехдневный иней на деревьях – большой сбор зерновых.
 
Домочадцев день (Рождественский мясоед)


10 января (28 декабря по старому стилю) по народному календарю отмечается Домочадцев день, называемый еще Рождественским мясоедом. Свое название день берет за возможность употреблять в пищу мясные блюда, ведь до Сочельника (святого вечера перед Рождеством) люди держали строгий пост.
Период употребления мяса начинался через три дня после Рождества и длился до Масленицы. К этому времени резали домашний скот и птицу, готовили колбасы, сало, студень и другие блюда. Обязательным блюдом считалась свинина. В пятницу и среду избегали поедание мяса, постились.
Посватанные пары ждали Рождественский мясоед с нетерпением, поскольку в его период можно было играть свадьбу и накрыть большой сытный стол. Юношам на Руси разрешалось жениться с 15 лет, девушкам идти замуж с 12, поэтому, подобрав пару своему чаду, родители парня отправляли сватов к родителям девушки. За несколько недель Мясоеда все желающие пары успевали отпраздновать свадьбу и повеселиться.
Домочадцев день назван за семейные сборы. Родители и дети всю работу по дому выполняли вместе: прибирались, топили печь, готовили еду. После собирались за общим столом, трапезничали, общались, вспоминали предков. Возбранялось в Домочадцев день ругаться и спорить. Чтобы избежать семейных скандалов проводили обряд: младший член в семье солил приготовленную еду, зачитывал заговоры.
В Домочадцев день продолжались народные гулянья, игры, колядки, ярмарки, девичьи гадания. Накануне дня Домочадцев на самую высокую гору в деревне вбивали колья. А поутру люди по очереди подходили к ним и завязывали длинный лоскуток, загадывая желание.
В народе погоду узнавали, наблюдая за приметами. Если инеем покрылось все вокруг или шел снегопад, ожидали лето с частыми дождями. Крупные хлопья снега означали оттепель. Также тепло предсказывали чирикающие близ дома воробьи. Если пес прилег на снег, а не прячется в конуре, значит, приближается вьюга.
 
Страшный день


11 января (29 декабря по старому стилю) по народному календарю отмечается Страшный день. Люди верили, что в данный день вся нечистая сила вылезала из своих убежишь на улицу, пугала встречных и пыталась всячески навредить человечеству. Поэтому народ избегал прогулок поздним вечером Страшного дня.
Еще одним страшным событием дня являлось предание о 14 тысячах невинных младенцах Вифлеемских. Когда царь Ирод узнал о рождении в Вифлееме ребенка, который станет по пророчеству царем царей, он испугался потерять власть и приказал мудрецам указать на новорожденного. Те отказались ответить. Разгневанный правитель велел убить детей возрастом от дня до года. Родители с новорожденным Иисусом к тому времени покинули город, но тысячи младенцев были убиты. За такое преступление Всевышний покарал царя страшной смертельной болезнью.
Отсюда и забота о детях в Страшный день. Родители молились за сохранность своего чада, не выпускали детей за порог дома, а под кроватку клали как оберег сушеный чертополох, чтобы нечисть держалась подальше. Считалось, что дома с детьми посещали детские духи. Злые детские духи могли запугать младенца до заикания, мешать спать ночью или за непослушание утащить в лес, добрые - оберегали детский сон.
В целом, крестьяне этот день проводили дома, либо ходили в гости на посиделки, делились страшными историями и легендами, что и дало название дню. Девицы собирались ворожить на суженного, ведь время разгула нечисти считалось благодатным для гаданий. А детям рассказывали сказки и играли в загадки.
Чтобы защитить дома от пожаров в Страшный день знахари читали заговоры на жилище. Избавиться от заболеваний и несчастий в новом году помогал ритуал сожжения вещей, напоминающих о случившихся проблемах. Для него устраивали кострище в центре деревни: мужики тащили колья, выставленные накануне на высокой горе, старики несли солому из кроватей, а знахари подбрасывали угли из своих печек и читали заговоры.
В Страшный день, глядя на дым, идущий вверх из дымохода, определяли приближающиеся холода. Если он стелился по земле, предвещали метель. Если видели, что конь спал стоя, а домашняя птица забралась повыше на жердочку, готовились к крепким морозам. Снег хлопьями примечали перед потеплением. Вьюга в Страшный день сулила пасмурный июль.
 
Анисьин день


Анисьин день по народному календарю отмечается 12 января (30 декабря по старому стилю). Согласно преданию, мученица Анисия Солунская жила в 3 веке в Греции. Воспитанная праведными богатыми христианами, девушка рано осиротела. Чтобы попасть в Царство Божие после смерти, Анисия раздала полученное наследство нищим, сиротам и больным, а сама оказывала посильную помощь страдающим.
В те времена шло жестокое гонение на христиан, любой язычник мог убивать их без разрешения власти. Когда Анисия шла в храм на собрание, ей встретился воин-язычник. Он насильно пытался отвести христианку совершить жертвоприношение языческим богам, но Анисия вырывалась, восхваляя Христа. Разгневанный язычник вытащил меч и зарубил несчастную. Тело мученицы похоронили в городе Солуни у городских ворот.
В народе Анисию величали Желудочницей за традицию в данный день забивать свиней и готовить из их желудков и потрохов разные блюда. Часто на стол подавали кендюх – проваренный желудок, фаршированный луком и мясом свиньи.
При разделывании поросенка гадали на его внутренних органах: аккуратная селезенка предвещала студеную зиму, а пустой желудок означал приближение холодов.
С Анисьиного дня наступал период охоты на диких свиней. Мужчины вместе отправлялись в лес ловить вепрей, выкапывали яму, закрывали ее ветвями и загоняли в ловушку зверя. Пойманную добычу несли через деревню на розгах. Женщинам доставалась участь разделывать и готовить тушу.
Свиные блюда на праздничных застольях символизировали цикличность жизни. Если человек поедал свинину в Васильев вечер (13 января), то его жизнь в новом году начиналась как с чистого листа, а проблемы и неурядицы оставались в ушедшем году. По поверью, готовые блюда в Анисьин день запрещалось солить, дабы избежать несчастья в доме.
Святая Анисья в народе ассоциировалась как помощница при желудочных заболеваниях, в молитвах ее просили об излечении. Но не стоило в данный день вышивать, прясть или вязать, также отказывались от подарков у малознакомых людей. Найденный у дома платок означал, что на хозяина навели порчу.
По снегопаду в Анисьин день предсказывали мокрое лето. Солнечная погода и щебет воробьев означали идущее потепление. Ночное облачное небо примечали перед переменой погоды. Ветер с южной стороны предвещал хороший урожай, а с западной – удачный улов рыбы летом.
 
Васильев вечер (Васильева коляда)


13 января по народному календарю отмечается праздник – Васильев вечер, именуемый также Васильевой колядой или Щедрым вечером. По старому стилю – это 31 декабря – канун Нового года. Название праздника идет от церковной даты следующего дня почтения памяти святого Василия Великого, служившего святителем в Кесарии в 4 веке.
Васильев день начинался с традиции готовить утром кашу. Перед восходом солнца хозяйка подготавливала крупу, заливала кипятком, добавляла шкварки и ставила томиться в печь. Когда каша доходила, вся семья собиралась посмотреть на результат. Считалось, если каша подгорела или горшок дал трещину, семью ожидает беда, а вот удачная каша сулила счастье.
Вечер крестьяне посвящали походам в гости. Хозяйки накрывали щедрый стол, выставляя все лучшее, что есть в доме: колбасы, запеченные мясо и рыбу, калачи, блины, пиво. За это праздник и получил название Щедрый вечер. Готовили кутью (сочиво) из зерен, меда, масла, мака и изюма. Жареный поросенок являлся главным блюдом застолья. Свинина символизировала плодородие, богатство и благополучие.
Перед застольем читали молитву о здравии и благополучии семьи. Люди верили, чем богаче стол на Васильев вечер, тем лучше они будут питаться в течение года. На праздник надевали новую одежду, дабы в наступившем году хорошо одеваться. Комнаты украшали дидухом – снопом соломы с колосьями, увешанным лентами и колокольчиками.
Васильев вечер следовало отмечать веселясь, чтобы весь год не скучать. Парни и девушки переодевались в ряженных и отправлялись щедровать (колядовать) по соседям. Щедровщики пели песни, желая здоровья и отменного урожая хозяевам, те в ответ благодарили угощениями и мелочью. Чем больше хозяева поблагодарят, тем богаче будет их жизнь в новом году.
Для гаданий и заговоров Васильев вечер был одним из лучших. Незамужние девушки совершали ритуалы, направленные узнать имя суженного. Для них использовали воск, зеркала, крупы, хлеб, воду, кольца и т.д.
Глядя на яркие звезды, предсказывали богатый лесной урожай летом. Дующий ветер с южной стороны определял жаркий и удачный год, с восточной – большой сбор фруктов, а с западной – обилие молока и хорошую рыбалку. Потепление на Васильев день предвещало дождливое лето.
 
Васильев день


Васильев день по народному календарю отмечается 14 января. До введения в наших краях Григорианского календаря эта дата выпадала по старому стилю на 1 января, а праздник считался Новым годом. В народе день получил название от церковной даты почтения святого Василия Великого, христианского проповедника в 4 веке.
В Васильев день люди ходили друг к другу в гости на посиделки, поздравляли с наступившим Новым годом. Накрывали щедрый стол, чтобы новый год прошел в достатке. Среди блюд выставляли запеченную свинину, колбасы, вареники, кутью, голубцы, пироги, пиво и вино. Блюда из птицы или рыбы отсутствовали, дабы удача не улетела и не уплыла из дома.
Молодежь по вечерам собиралась в компаниях, парни и девушки шутили, играли и приглядывали себе пару. Девушки занимались гаданием на имя суженного, парни гадали на характер и внешность суженной. Дети бегали по соседским дворам и пели колядки. В песнях желали крепкого здоровья домочадцам, богатой жизни. Хозяева благодарили детей вкусностями.
Рождественские святки состояли из 12 дней, символизировавшие 12 месяцев, и делились на два периода. Первый – это неделя святых вечеров после Рождества, второй – неделя страшных вечеров от Васильева дня до Крещения. Верили, что в страшные вечера вся нечистая сила выходила на землю вредить людям. Поэтому ее пытались всячески обмануть, переодевшись в ряженных.
Ряженье было еще одним веселым развлечением молодежи. Обычно переодевались в козла, медведя, волка: надевали вывернутый овечий кожух на спину, лицо мазали сажей, на голову цепляли рога или уши, под нос клеили усы, передвигались сгорбившись. Смысл в ряженье – стать неузнаваемым. Они забегали в дом, кричали, пугали детей, а хозяева должны были угадать, кто под маской скрыт, тогда обличенный ряженный снимал костюм.
В Васильев день существовал обряд, называемый «овсень». Детишки бегали по домам, рассыпали по комнате из кармана овес, напевая хозяевам засевальную песню, и благословляли на хороший урожай. Хозяйки собирали рассыпанное зерно и хранили до посева. Чем быстрее зерно было собрано, тем лучше поле даст урожай.
По приметам на Васильев день судили о будущем. Если в дом первым заходил мужчина, то случится счастье, если женщина – быть беде. Если в кошельке лежали крупные купюры, то год должен был пройти в богатстве. Если примечали туман, то считали, что урожай летом будет отменным. Снег, покрывавший поля, означал обилие зерна в хранилище, а метель предвещала большой сбор орехов.
 
Сильвестров день (Куриный праздник)


15 января (2 января по старому стилю) по народному календарю отмечают Сильвестров день. Название дня происходит от церковной даты почтения святого Сильвестра I, папы Римского в 4 веке. По преданию святой всю жизнь посвятил Богу, обращая язычников к христианству и помогая гонимым христианам. В 30 лет стал диаконом, а далее пресвитером Римской церкви. Сан Папы римского Сильвестр получил после кончины предыдущего епископа.
В народе Сильвестров день величали Куриным праздником, а хозяева заботились о птице. Проводили чистку курятника, меняли солому в гнездах, ремонтировали жердочки, окуривали курятник можжевельником. На видном месте курятника вешали оберег – темный камень с отверстием по центру. Если не находили камень, использовали горлышко от кувшина или куриный череп с дыркой. Такой оберег защищал птиц от сглаза и болезней, отгонял кикимор, душащих кур.
В народе существовала легенда, согласно которой черный семилетний петух нес яйцо в навозе как раз на Сильвестров день. Его высиживала жаба и на 4 июня из яйца вылупливался Василиск. Дабы этого избежать, крестьяне не долго держали черных петухов.
В Сильвестров день обычно усиливался мороз и мела метель. Считалось, что холода выгоняли из ада лихоманок – двенадцать дочерей Ирода. Невидимые глазу, они стояли на улице у входной двери, поджидая слабого человека, а затем заражали его лихорадкой. Чтобы в семье не болели лихорадкой, знахарки выполняли оберегающий обряд – заговаривали воду, добавляя в нее четверговую соль, землю из-под чернобыльника и пепел из семи печей. Полученным составом протирали косяки входных дверей.
В целом Сильвестров день проходил в играх и веселье. Старшие общались за застольем, на которое нельзя было готовить блюда из птицы, чтобы не случилось беды. Дети колядовали и получали в подарок пряники в виде петушка, а девушки ворожили на судьбу. Чтобы узнать самые дождливые месяца в году, на ночь чистили 12 головок лука, помечали названиями месяцев и посыпали сверху солью – какие луковицы утром мокрыми станут, в те и дождить будет.
Если в Сильвестров день петухи раньше запевали, а гуси топтались в снегу, люди ожидали потепление. Прячущаяся сорока у крыши означала надвигающийся снегопад. Если куры рано пошли ко сну, ждали крепкие морозы. По месяцу с острыми краями определяли приход ветряной погоды, с мягкими – стужу.
 
Гордеев день


Гордеев день по народному календарю отмечают 16 января (3 января по старому стилю). Название дня происходит от церковной даты почтения памяти святого мученика Гордия. Проживая в 3 веке, он посвятил себя служению Господу. Во времена гонений на христиан, Гордий подвергся страшным пыткам и был казнен за отказ отречься от Бога и принять веру язычников.
В народе Гордеев день поминали, что гордость – это порок, не приводящий ни к чему полезному. Крестьяне избегали в эту дату хвастовства и гордости, особенно за успехи детей и хорошее здоровье. Верили, что нечистая сила вовсю бесчинствует по земле, поэтому хвастун мог потерять вмиг все наживное.
Гордеев день считался удачным для исцеления душевных болезней. Душевнобольным называли человека, в которого вселились нечистые силы. Такого одержимого отправляли к знахарю на лечение. Именно с Гордеева дня он начинал обряд, усаживая больного на валун в открытом поле так, чтобы ветра со всех сторон дули на него. Ему надевали белую рубаху задом наперед и зачитывали заговор, сбрызгивая больного собранной летом росой. Обряд вычитки проводили на рассвете в течение семи дней.
Нечисть, выходя из душевнобольного, искала поблизости нового хозяина. Это могли быть люди или животные, чаще коровы. Поэтому крестьяне всячески избегали места такого лечения. Люди верили, что в Гордеев день злые духи забираются в хлев и доят коров, а вместе с молоком доят и кровь животного, которое затем болеет и погибает. Чтобы нечистая сила не навредила скотине, ее оберегали: на калитку подвешивали свечу из сала, у входа в хлев ставили осиновые ветви, просили защиты у домового.
Коров в данный день радовали вниманием. Чистили коровник от навоза, стелили соломенную подстилку, затыкали дыры в хлеву от сквозняка. Также их кормили досыта, угощая рогатую караваем или молочной кашей из овсянки.
Если в Гордеев день примечали зайцев близ деревни, тогда ждали морозы, если они метались по полю – ждали сильный снегопад. Иней на деревьях означал, что следующие дни будут солнечными. Белоснежные облака предвещали грядущие метели. Стужа наступала, если светила яркая луна. День предсказывал аналогичную погоду в марте.
 
Зосима-пчельник


17 января (4 января по старому стилю) по народному календарю отмечается праздник Зосимы-пчельника. Название он берет от церковного дня почтения памяти мученика Зосима Киликийского. Но для людей его имя больше вызывало представление о святом Зосиме Соловецком, который в народе считался покровителем домашнего пчеловодства и лесного сбора меда.
У Зосимы-пчельника просили в молитве дать хороший урожай мёда. По традиции на обеденный стол ставили чашу с медом или медовые сладости. Считалось, что обилие снежных покровов на полях в данный день предвещает щедрый на мед год.
В Зосиму-пчельника в народе существовал обряд выживать с земли черта и его свору. Для этого люди переодевались в вывернутые наизнанку кожухи, зажигали факелы, вооружались железными прутами или кочергой и шли прогонять черта. Роль черта играл мужчина, одетый в медвежью шкуру. Когда на него понарошку набрасывалась толпа, черт скидывал шубу и убегал, а обратно возвращался уже в человеческом обличье. Радуясь победе, молодежь устраивала прыжки через костер.
В доме хозяева совершали обход комнат с иконой и читали при этом молитву, выгоняющую нечистую силу. Для защиты от наведения порчи и нечистых сил изготавливали оберег из чертополоха. Его семь дней хранили под подушкой втайне от окружающих глаз, затем приносили знахарке. Она вываривала чертополох с воском, зачитывая заговоры. Носили такой оберег на шее близ креста.
Девушки, совершающие гадания в предыдущие дни, в вечер Зосимы-пчельника могли узнать результат правдивости гаданий. Для этого выходили на улицу и глядели в небо. Если с правой стороны от гадальщицы располагалось созвездие Большой Медведицы, значит, результаты ворожбы были верные, если Млечный путь – ложные, и весь год предстояло ходить не сватанной.
По народным приметам в день Зосимы-пчельника предсказывали погоду. Так, ясное небо с полнолунием предзнаменовало разлив реки после таяния снега. Нависающие облака сулили сильные холода. Также ухудшение погодных условий предвещал лисий лай. Если видели красный закат и светлый восход, ожидали потепление.
 
Крещенский сочельник, Голодный вечер


Крещенский сочельник в народном календаре отмечают в ночь на 18 января (5 января по старому стилю). Данная дата, согласно православным праздникам, считалась кануном Господнего Богоявления, когда Иисуса Христа крестили в реке Иордан.
По традиции люди постились и ничего не ели в течение дня, а когда загоралась первая звезда, присаживались к столу. Сперва делали глоток святой воды, затем начинали трапезу. Из блюд выставляли сочиво (кутью) из зерен, меда, мака и орехов, а также постные блины, вареники и узвар из сухофруктов. За сдержанность в еде день именовали Голодным вечером.
Люди верили, что снег, собранный в Крещенский сочельник, имеет чудотворные и лечебные свойства. По утру за ним ходили в лес и приносили в ведрах. Тающий снег применяли при лечении различных болезней, а хранили в плотно закрытой емкости, он не портился долгое время. Горсть снега кидали в колодец, чтобы источник не пересыхал. Иногда им обмывали лицо, желая подольше оставаться юным.
Крещенский сочельник считался временем гулянья нечистых сил. Дабы они не просочились в дом, хозяйки метили мелом косяки дверей и окон крестом. Если человек забывал провести такой обряд, его ожидало несчастье.
Данный вечер был последним из вереницы рождественских гаданий. Желая узнать имя супруга, молодежь спрашивала у первого встречного имя, – какое называли, так должны были величать суженного. Девушки на перекрестке звали будущего супруга – если встречался молодой человек, добрая примета, если пожилой – наоборот. А чтобы очиститься водой от греха святочных гаданий, люди купались в проруби.
По поверьям, запрещалось в данный день лить слезы, чтобы не плакать круглый год. Избегали споров и хвальбы, не вспоминали об умерших, иначе можно было притянуть беду. Сны, приснившиеся в вечер Крещенского сочельника, были вещими. Крестьяне верили, что небеса раскрыты для просьб, и загадывали желание.
По народным приметам, если замечали снежную поземку, то летом ждали отличный урожай на поле. Затянутое ночью небо облаками предвещало скромный сбор грибов. Ясные звезды означали, что весной река выйдет из берегов. Много снега на ветвях сулило обильный сбор ягод. Погода в Крещенский сочельник указывала аналогичную погоду на Масленицу.
 
Крещение, Святое богоявление


19 января (6 января по старому стилю) по народному календарю празднуют Крещение, также именуемое Святым богоявлением. Согласно библейскому преданию в данную дату происходило крещение сына Пресвятой Богородицы и Господа – Иисуса Христа.
На Крещение обычно наступали сильные морозы. Накануне люди держали однодневный пост, а на заре шли на водоем и выдалбливали во льду прорубь в форме креста. Деревенский священник зачитывал молебен и опускал в прорубь крест, после того вода считалась освященной. Крестьяне верили, что такая вода имеет лечебные свойства и помогает от разных бед.
Каждый набирал воду из водоема и нес домой. По поверью, тот, кто первым брал окрещенную воду, был здоров в течение года. Чем быстрее доносили ее домой, тем больше земля давала урожая. А того, кто разливал воду или падал с ней, настигало несчастье.
Освященная вода могла храниться в течение года и не портиться. Ею умывались, брызгали на больные места, окропляли дом по углам, дабы не завелась нечистая сила. Также ее пили сами для лучшего здоровья и наливали домашнему скоту, чтобы не болел и много плодился.
К Крещению заканчивались святки, убирались новогодние украшения для дома до следующего года. С Рождества по канун Крещения совершали святочные гадания, которые считались в церкви грешным деянием. Чтобы снять с себя грех, нужно было окунуться в освященную воду замерзшего водоема трижды. Отсюда пошла традиция купания в проруби в данный день.
По приметам на Крещенские праздники узнавали о будущем урожае. Если мела сильная метель, то поля давали летом много зерна. Ночь с яркими звездами сулила богатый сбор лесных ягод и бобовых. Долгий лай пса предвещал отличную охоту на зверя и птицу. Если в проруби надо льдом сочилась вода или туманы окутывали реку, люди ожидали весной выход воды из берегов.
 
Назад
Верх Низ