Антипасха — Фомино воскресенье (Красная горка)
Антипасха в 2024 году отмечается 12 мая
Как только наступает первое после Пасхи воскресенье, христиане отмечают Антипасху. Ещё этот день называют Красной горкой или Фоминым воскресеньем. Несмотря на то, что приставка «анти-» обычно обозначает противопоставление или отрицание, этот праздник является скорее дополнением для Светлой Пасхи, его своеобразным зеркальным отражением.
Дело в том, что Евангелия описывают первое после Пасхи воскресение, как день, в котором уверовал один из апостолов. Все убеждения остальных учеников в том, что его Учитель воскрес, Фома воспринимал со скепсисом. Смерть Спасителя невероятно удручала апостола и тот считал учение Христа не состоятельным, а утрату его – безвозвратной. Переубедить ученика могли лишь его собственные органы чувств. Чтобы удостовериться в Чуде, Фоме необходимо было «увидеть на руках Его от гвоздей раны» и «вложить персты в ребра Его». Иначе он полагал воскрешение фальшивым.
Что и произошло через неделю после Светлого Христова Воскресения. На восьмой день Христос явил все раны на обозрение, причем сделал это по собственной инициативе, не дожидаясь просьб. Ни в одном из Евангелий, ни в каноническом, ни в апокрифическом, нет упоминаний о том, чтобы Фома «вкладывал персты в раны зияющие». Тем не менее, используя этот сюжет в качестве темы своих полотен, художники часто изображали недоверчивого последователя в характерной позе человека, исследующего кожные покровы. Писали увечья Спасителя крупным планом, с разными степенями подробностей. Апостол при этом протягивал пальцы к ранам в попытках удостовериться в их подлинности.
Было ли это или нет, установить невозможно. Таким маститым живописцам, как Караваджо или Гверчино позволительны некоторые художественные вольности в описании Чуда. В данном случае имеется в виду чудо уверения. Апостол Фома, увидев живого Спасителя и исследовав его тело, проникся верой в его учение настолько глубокой, что пострадал за неё впоследствии. За свои деяния в миссии распространения христианства апостол был канонизирован и причислен к лику святых. Святой организовал многочисленные церкви в Эфиопии, Парфии (большинство её земель сейчас занято Ираном и Афганистаном), Палестине, Месопотамии и Индии.
Именно в Индии апостол и нашел мученическую кончину. Там Фома проникновенной проповедью успешно обратил в христианскую веру множество людей, в том числе сына правителя одного из индийских городов и его супругу. За такие деяния апостол оказался подвержен заключению в тюрьму, пыткам и казни. Точное место проповеди, истязаний и последующего захоронения установить не удалось. По одним данным это Каламин, по другим Мелипура. Как бы то ни было, последователи христианской веры в Индии считают Фому Апостола своим учителем. И вместе со всеми христианами празднуют Антипасху.
Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным, часто употребляемым в качестве обозначения неуместной недоверчивости. Примечательно, что во времена Советской власти поэтом Михалковым была использована тема евангельского сюжета при написании стихотворения «Фома». Обрисованный в произведении юный персонаж так же отличался сильной подозрительностью и подвергал все сомнению. И далеко не всякий понимал, что прототипом советского мальчика является апостол Фома.
Антипасха в 2024 году отмечается 12 мая
Как только наступает первое после Пасхи воскресенье, христиане отмечают Антипасху. Ещё этот день называют Красной горкой или Фоминым воскресеньем. Несмотря на то, что приставка «анти-» обычно обозначает противопоставление или отрицание, этот праздник является скорее дополнением для Светлой Пасхи, его своеобразным зеркальным отражением.
Дело в том, что Евангелия описывают первое после Пасхи воскресение, как день, в котором уверовал один из апостолов. Все убеждения остальных учеников в том, что его Учитель воскрес, Фома воспринимал со скепсисом. Смерть Спасителя невероятно удручала апостола и тот считал учение Христа не состоятельным, а утрату его – безвозвратной. Переубедить ученика могли лишь его собственные органы чувств. Чтобы удостовериться в Чуде, Фоме необходимо было «увидеть на руках Его от гвоздей раны» и «вложить персты в ребра Его». Иначе он полагал воскрешение фальшивым.
Что и произошло через неделю после Светлого Христова Воскресения. На восьмой день Христос явил все раны на обозрение, причем сделал это по собственной инициативе, не дожидаясь просьб. Ни в одном из Евангелий, ни в каноническом, ни в апокрифическом, нет упоминаний о том, чтобы Фома «вкладывал персты в раны зияющие». Тем не менее, используя этот сюжет в качестве темы своих полотен, художники часто изображали недоверчивого последователя в характерной позе человека, исследующего кожные покровы. Писали увечья Спасителя крупным планом, с разными степенями подробностей. Апостол при этом протягивал пальцы к ранам в попытках удостовериться в их подлинности.
Было ли это или нет, установить невозможно. Таким маститым живописцам, как Караваджо или Гверчино позволительны некоторые художественные вольности в описании Чуда. В данном случае имеется в виду чудо уверения. Апостол Фома, увидев живого Спасителя и исследовав его тело, проникся верой в его учение настолько глубокой, что пострадал за неё впоследствии. За свои деяния в миссии распространения христианства апостол был канонизирован и причислен к лику святых. Святой организовал многочисленные церкви в Эфиопии, Парфии (большинство её земель сейчас занято Ираном и Афганистаном), Палестине, Месопотамии и Индии.
Именно в Индии апостол и нашел мученическую кончину. Там Фома проникновенной проповедью успешно обратил в христианскую веру множество людей, в том числе сына правителя одного из индийских городов и его супругу. За такие деяния апостол оказался подвержен заключению в тюрьму, пыткам и казни. Точное место проповеди, истязаний и последующего захоронения установить не удалось. По одним данным это Каламин, по другим Мелипура. Как бы то ни было, последователи христианской веры в Индии считают Фому Апостола своим учителем. И вместе со всеми христианами празднуют Антипасху.
Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным, часто употребляемым в качестве обозначения неуместной недоверчивости. Примечательно, что во времена Советской власти поэтом Михалковым была использована тема евангельского сюжета при написании стихотворения «Фома». Обрисованный в произведении юный персонаж так же отличался сильной подозрительностью и подвергал все сомнению. И далеко не всякий понимал, что прототипом советского мальчика является апостол Фома.