Народный календарь

Константиновы круги


19 марта (6 марта по старому стилю) по народному календарю отмечаются Константиновы круги. Праздник берет свое название в честь святого Константина и еще 41 мученика, чью память чтит православная церковь в данный день.
Константин относился к 42 воинам, защищавшим Амморею во время осады сарацинами в середине 9 века. Но их предал военачальник, и воинов-христиан взяли в плен. В течение 7 лет их пытались склонить к мусульманству. Сначала уговорами, затем пытками. Мученики мужественно терпели, не предавая веры в Господа, но в результате им отрубили головы.
В народе существовала традиция на Константиновы круги заботиться о колодцах. Совершали обряд трамбовки снега вокруг своего колодца. Сначала просили мальчишку с именем Костя пройти первый круг, а затем подтягивалась вся семья. Это делалось для сохранения чистой воды колодца от грязного талого снега. Жители отдавали почтение колодезной воде, посещая бани.
К колодцам жители всегда относились с уважением. В них запрещалось плевать и кидать камни. Запрещалось ходить за водой женщинам, находящимся в положении или после родов. Около колодезной скважины совершались ритуалы, призывающие дожди в засушливый год.
Жители деревень верили, что из колодезной воды на живых глядят умершие родственники, поэтому рядом со скважиной вели себя благопристойно. Днем на Константиновы круги ее освещали, а вечером домочадцы специально не доедали ужин, чтобы поделиться остатками с предками, и бросали их в колодец.
На Константиновы круги выглядывали возвращение аистов. Их ассоциировали с новой жизнью и верили, что они приносят детей в семью. Аиста в народе считали умной птицей и даже понимающей человеческую речь. Его нарекали хранителем семейного благополучия, ведь, если аист вил гнездо на крыше, семью ожидало счастье. Обидеть аиста или уничтожить гнездо вело к несчастью в семье.
Нельзя было ссориться в данный день и говорить бранные слова, запрещалось выпивать и злословить о других. Знахари проводили обряд для защиты детей от наведения порчи. Для этого разогревали снег, читали над ним заговор и закапывали между осинами в глиняном сосуде.
Если ударял мороз в день Константиновых кругов, крестьяне готовились к сухому лету. Появление подснежников предзнаменовало начало периода посевных работ. Стук дятла предвещал продление холодных дней. Тонущий лед на водоеме сулил плохой урожай.
 
Павел Капельник


20 марта (7 марта по старому стилю) по народному календарю отмечается Павел Капельник. Также в этот день по церковному календарю верующие чтят память святых Павла Исповедника и Павла Препростого, от которых праздник и позаимствовал свое название.
Павел Исповедник служил епископом в 9 веке на территории современной Турции. Он облачал идолопоклонство и становился на защиту святынь христиан, из-за чего язычники подвергали его изгнанию. История Павла Преподобного началась в 4 веке. После супружеского предательства жены он отправился в монастырь и стал отшельником. За праведную жизнь и постоянные молитвы Всевышний наградил Павла даром предвидения и умением изгонять из тел бесов.
В народе Павла нарекли Капельником. Ранее на Руси так называли первый месяц весны, когда талый снег капал с крыш, а на земле появлялись подснежники и первая трава. Как раз происходил природный рубеж между зимой и весной. Холода отступали, по ночам редко бывали заморозки, а днем солнце ощутимо нагревало все вокруг.
Под воздействием тепла огромные глыбы снега срывались с кровли домов. Падая, они издавали громкий звук, а жители говорили, что это человеческие грехи рушатся на землю. Чтобы иметь силы не согрешить, молились перед иконой Святой Богородицы, именуемой «Споручницей грешных».
Верили, что Богородица всегда заступается за человечество. Она являлась покровительницей рожающих женщин, потому они ей молились, прося легких родов и защиты своих детей. Выходя на посевные работы, крестьяне обращались к ней за удачным посевом.
По приметам на Павла Капельника судили о предстоящем. Если возвращались домой перелетные птицы, жители готовились к наступлению тепла. Но встреча с зябликом предсказывала опять похолодание. Вода, капающая с крыши, предвещала урожайный год. Большие сосульки под вечер означали, что лен на полях тоже вытянется длинным.
 
Вербоносица, Весенний солнцеворот.


21 марта (8 марта по старому стилю) по народному календарю отмечается Весенний солнцеворот, Вербоносица. Данный праздник посвящен циклу солнца, когда световой день равен ночи и с каждым днем продолжает увеличиваться вплоть до летнего солнцестояния.
Ещё с язычества в данный день почитали солнце. Его относили к главному божеству, поскольку оно дарило живым существам свет и тепло. В Весенний солнцеворот проводили различные обряды. Крестьяне разжигали на возвышенности огромные костры, прыгали через них и водили хороводы. Верили, что это дает жителям солнечную энергию, здоровье и долголетие.
В народе день считался началом природной весны. Снег уже сходил с земли, перелетные птицы массово возвращались на прежние места обитания, начинались первые цветения. В честь праздника женщины лепили из сладкого теста птиц и пекли в печи. Затем печеньем угощали детей, а те подбрасывали его в небо и ловили. Такой ритуал нес в семью благополучие и здоровье.
Было принято на Весенний солнцеворот рисовать на яйцах символику плодородия и новой жизни: землю, деревья, солнце, птиц. Из разрисованных яиц готовили специальный оберег.
Ещё день величали Вербоносицей, так как к этому моменту зацветала серебристая верба. Молодые девушки отправлялись в лес и ломали ее ветки, а затем несли их домой, и ставили около икон. Если верба к Вербному воскресенью выпускала листок, семью ожидало счастье.
Освещённые вербовые ветки обладали магическими свойствами. Их использовали для отгона нечистой силы и разных болезней. Знахарки излечивали болезни у детей, читая заговор и символически стегая их веточками вербы. Хозяева легко били вербой по домашней скотине, отбивая таким образом заболевания. Дабы избавиться от злых духов в доме, вербовым веником обмахивали стены и подметали пол, а собранный мусор сжигали подальше от жилья.
Засушенную вербу использовали как лекарство. Кору настаивали и полоскали ей рот, если болели зубы или горло. В измельченном виде ее посыпали на кровоточащую рану, чтобы остановить кровь. Также ее употребляли вместо чая, добавляя в травяные сборы.
Если на Вербоносицу замечали цветение вербы и прилет жаворонков, готовились к теплой весенней поре. Гнездование птиц на солнечных местах означало прохладное лето. Пасмурный день сулил холодное лето с частыми осадками, солнечный – жаркое лето. Туман предвещал ночью легкий мороз.
 
Сороки, Сорок Сороков.


22 марта (9 марта по старому стилю) по народному календарю отмечаются Сороки, называемые ещё Сорок Сороков. В православном календаре день приурочен памяти 40 севастийским мученикам, казненным за веру в Иисуса Христа.
Их история началась в Севастии в начале 4 века, когда Константин Великий выдал указ на свободу вероисповедания. Но полководец-язычник Ликиний не поддерживал его, он позвал 40 своих подчиненных воинов-христиан и приказал совершить публичное идолопоклонство. Они отказались и не велись ни на лесть, ни на угрозы.
Тогда их раздели догола и поставили на ночь в мороз стоять на замерзшем озере. Один воин сдался и покинул пытку, но на его место встал поверивший в Бога римлянин Аглаий. Утром 40 верующим перебили ноги, а тела отвезли в город и сожгли на костре.
Сороки в народе являлись вторым днем встречи весны, первым днем было Сретенье – 15 февраля. Световой день увеличивался и сравнивался с ночью. Крестьяне ожидали возвращение птиц с теплых краев. Считалось, что на родину должно вернуться около 40 видов пернатых.
Женщины готовились к их прилету: они замешивали сладкое тесто и пекли печенье в форме птиц: ласточек, зябликов или жаворонков. К такой работе часто брали в помощь детей. Количество печенья пекли соответственно 40 севастийским мученикам. Иногда выпекали из сдобы гнезда с яичками и выставляли их на подоконник.
Выпечка служила для обряда «закликания» весны. Дети насаживали выпеченных птичек на длинные палки, поднимались на крыши и громко звали весну и тепло, размахивая шестами. Затем печенье съедалось с медом или сметаной за чаем, головки отдавались домашнему скату, а крошки разбрасывали по двору.
Существовала традиция на Сорок Сороков печь 40 шариков из толченого овса или ржи. Они символизировали солнце и делались для борьбы с утренними заморозками. Чтобы мороз не погубил всходящие посевы, хозяева каждый день кидали за окно по одному такому шарику.
Если у кого в семье был родственник, отправившийся на военную службу, за его благополучное возвращение домой молились 40 севастийским мученикам. Молодежь на Сороки веселилась: танцевала, гадала, устраивала посиделки.
По приметам на Сорок Сороков жители судили о будущем. Теплый день предвещал следующие сорок дней тоже теплыми. Дуновение теплого ветра означало мокрое лето, а холодного – заморозки в следующие дни. Гром сулил плохой урожай. Какая стояла погода на Сороки, такую ждали в период сенокоса.
 
Василиса - вешней воды указательница


23 марта (10 марта по старому стилю) по народному календарю отмечается Василиса – вешней воды указательница. В церковном календаре в данную дату чтят память нескольких мучеников, но народному событию название дано в честь святой Василиссы Коринфской.
В III веке на христиан шли жестокие гонения со стороны язычников. В пустыне близ города Коринф Греции была схвачена группа христиан, среди которых находилась девятилетняя девочка Василисса. Наставником группы являлся Кодрат, он поддерживал друзей и направлял вести праведную жизнь. Идолопоклонники подвергли верующих пыткам, стараясь заставить отречься от веры в Господа и принести жертву языческим идолам. Но христиане отказались, за что были казнены через отсечение головы.
На Василису световой день уже становился длиннее ночи. Весна полноправно ступала на землю: таял снег, зеленела трава, гнездились птицы. Наступал период мартовских гроз. Иногда весенние воды могли подтапливать дома. Чтобы обезопасить жилье от разрушения, крестьяне выкапывали водоотводящие канавы.
Святую Василису нарекали покровительницей вешних вод, вешних – значит весенних. Ей молились за сохранность домов от воды, вышедшей из берегов реки. Верили, что ее воды способны помнить информацию и узнавать скрытые тайны. Если вешней водой затапливался определенный дом, сарай или погреб, говорили, что хозяева согрешили в прошлом году.
Талый снег стекал в водоемы, воды освобождались ото льда и мужчины отправлялись на рыбалку. Данный день был удачным для ловли плотвы и тарани. А вот знахарки занимались лечением куриной слепоты – заболевания, при котором больной хорошо видел днем, но плохо ночью.
Если на Василису прилетали журавли, крестьяне готовились к погожей весенней поре. Возвращение скворцов прогнозировало окончательное таяние снега. Увидеть зайцев около деревни означало временное похолодание. Пасмурность до обеда или холодный ветер предвещали заморозки. Ореол вокруг луны наблюдали перед дождями.
 
Ефимов день


24 марта (11 марта по старому стилю) по народному календарю отмечается Ефимов день. Ефимом он назван в честь святого Евфимия, архиепископа Новгородского, почитаемого православными верующими в данную дату.
Евфимий родился в конце 14 века, с юных лет был приобщен к церкви. Его воспитывали благочестивым христианином, а в 15 лет юноша постригся в монахи. За трудолюбие и старательные монашеские подвиги к 33 годам Евфимий получил сан архиепископа в Новгороде. До старости он усердно правил епархией, занимался постройкой новых церквей и возрождением старых, переписывал церковные книги, посвящал себя благим делам.
В Ефимов день возвращались с теплых краев чибисы и зяблики, а кукушка начинала свое первое весеннее пение. Обычно это случалось на заре, от чего день еще называли зарей-кукушкой. Верили, если потрусить монеты в кармане, услышав кукушку, то богатство увеличится. Также по кукованию насчитывали, сколько лет жизни осталось впереди. А вот лишний раз выходить из дома не рекомендовалось, иначе у человека могли случиться кукушкины слезы – слезы, идущие без причины.
У берёз начинался период движения сока и длился несколько недель до появления первых сережек. Жители ходили в лес за березовым соком, обладающим полезные свойства. Его старались собирать очень аккуратно и только с взрослых деревьев, дабы не повредить ствол.
В целом Ефимов день проводили в садовых работах. Хозяева убирали лишний снег, копали борозды для отвода талого снега, удобряли навозом землю. Чтобы обезопасить грядки от грибковых болезней участки посыпали печной золой.
Знахарки в Ефимов день занимались лечением зубов, читали специальные заговоры. Мази и порошки, изготовленные в данный день для избавления зубной боли, считались особенно действенными.
По приметам на Ефимов день жители предсказывали грядущую погоду. Появившийся иней сулил отсутствие осадков через сутки. Сильный холодный ветер предвещал не теплую весну. Приметить жаворонка означало, что скоро наступит тепло. Журавли, летящие близко к земле, наблюдались перед дождем.
 
Феофанов день


25 марта (12 марта по старому стилю) по народному календарю отмечается Феофанов день. Этот праздник величали в честь святого Феофана Сигрианского, почитаемого в православной церкви в данную дату.
Феофан родился в знатной семье в 8 веке в Константинополе. После смерти отца его опекуном стал император Лев Исавр, юноша получил хорошее образование и занял должность сановника при дворе. Но Феофан желал служить Господу, поэтому постригся в монахи. Сначала инок переписывал книги, а спустя годы организовал постройку монастыря в Сигрианской области. Был активистом против иконоборческой ереси, за что его монастырь подожгли, а Феофана заперли в темнице, где он и скончался.
В народе на Феофанов день крестьяне собирались с утра на улице встречать приход весны. Наступало время окончательного открытия земли от снега. Считалось, что перелетные птицы приносят с собой весну, и чтобы их привлечь во двор, жители рассыпали конопляные и льняные зерна. Такой обряд также проводился для повышения урожайности этих культур.
Конопля и лен использовались не только для изготовления ткани. Из них плели веревки, их зерна давили в масло или добавляли в корм домашней птице. Знахари изо льна и конопли готовили лекарственные настойки.
Особое внимание уделялось лошадям. Верили, если коня проймет болезнь в Феофанов день, то ему суждено болеть до окончания лета. Оттого хозяева внимательней относились к четвероногим помощникам: их больше кормили, чистили стойло. Чтобы лошадь не подхватила болезнь, ее водили на водоем и поили, предварительно опустив в воду серебряную монету.
По лошадям жители могли предсказать погоду. Если конь фырчал, готовились к дождю, а вот задирание головы предвещало ненастье. Лошадь, лежащая в снегу, означала, что скоро наступит потепление. Слушая храп лошади, ожидали надвигающийся снегопад.
Если на Феофана замечали таяние льда на водоемах, год предрекали с плохим урожаем. Спустившийся туман означал обилие летом конопли и льна на полях. Погожая погода в данный день сулила июнь с частыми ливнями.
 
Никифоров день


26 марта (дата по старому стилю календаря – 13 марта) в народе отмечается Никифоров день. Свое название праздник взял от имени святителя Никифора Константинопольского, патриарха-иконоборца. Данную дату православная церковь отмечает днем обретения мощей святого.
Никифор родился в христианской семье в 8 веке и получил отличное образование. В молодости служил при дворе на должности царского советника. Но суета мирской жизни отягощала его, он ушел в уединение. Никифор много молился, держал пост и учил Священное Писание, а спустя годы построил монастырь близ Босфора.
Когда Никифору предложили сан патриарха, он принял пострижение в монахи. Святой выступал на защиту против иконоборчества и поддерживал православных верующих. За это его заточили в темницу на 13 лет, где он и скончался. Мощи святителя удалось найти и отправить в Константинополь лишь через два десятилетия.
В народе существовало поверье, что на Никифоров день просыпались в логове медведи. Они выходили из берлог и бродили по лесу в поисках пропитания. С середины зимы у медведиц рождались малыши, как раз к весне достигали трехмесячного возраста и знакомились с миром. Крестьяне в данный день избегали походы в лес, дабы не натолкнуться на косолапых хищников.
Жители в день Никифора наблюдали за перелетными птицами, выглядывая возвращение гусей из теплых краев. Если их замечали, значит, год обещал выдаться богатым на урожай. Низкий полет гусей наблюдали к малой воде в реках, а высокий – напротив, к выходу воды из берегов. Возвращение ожиревших птиц означало, что весна будет затяжной и прохладной. А вот купание гусей на водоеме предвещало резкое потепление.
День считался удачным для рыбной ловли. Лед уже сходил с рек и озер, поэтому хорошо ловился окунь, плотва, щука и судак. Из принесенного улова хозяйки пекли пироги и варили уху.
Крестьяне наблюдали за приметами в Никифоров день и определяли, что их ждет в будущем. Если светило яркое солнце, летом ожидали отличный урожай зерна. Дневной туман предвещал пасмурное лето с частыми осадками. Теплый ветер в грозу предсказывал хорошую весну. Если домашняя птица поджимала под себя лапы, ночью ждали заморозки.
 
Венедиктов день, Скотник.


27 марта (14 марта – дата по старому стилю) по народному календарю отмечается Венедиктов день, также именуемый Скотником. Название дня позаимствовано от имени преподобного Венедикта Нурсийского, чью память чтят в данную дату православные христиане.
Святой Венедикт родился в 5 веке в Нурсии, на территории Италии, получил образование в Риме. Безнравственная жизнь общества тяготила его, поэтому Венедикт постригся в монахи и уединился в горах. К нему тянулись десятки монахов, желая стать его учениками. Тогда Венедикт построил Монте-Кассинский монастырь, создал устав со строгими правилами. Преподобный умел излечивать больных молитвами, обращенными к Богу.
В народе день чаще называли Скотником. Поскольку у крупного домашнего скота начинался период смены шерсти, хозяева заботились о них в данный день. Скот выводили во двор, чистили от грязи и старой шерсти, давали пощипать первую траву. В хлевах наводили полный порядок: проветривали, собирали и вывозили на поля навоз, стелили чистую подстилку из сена.
Лошади, коровы и козы считались первыми помощника и кормильцами в хозяйстве. В голодный период, когда в амбарах заканчивались запасы муки, молочные продукты выручали крестьян как нельзя кстати. Поэтому люди проводили разные обряды на защиту скотины, читали заговоры от болезней, сглаза и влияния нечистых сил. Хлева и двор обрызгивали святой водой, дабы уберечь животных от беды.
На Венедиктов день существовали разные запреты. Избегали поедания мясных продуктов, чтобы не обидеть домашний скот. Запрещалось пользоваться острыми инструментами и колоть деревья на дрова, иначе домочадцы могли поссориться. Воздерживались глядеться в зеркало в этот день, дабы жизненные силы не покинули. Но обязательно молились святому Венедикту за благополучие и мир.
Приметы на Скотника были связаны с животными. Если корова давала молока меньше обычного, готовились к ухудшению погоды. Бодающиеся овцы предсказывали сильный ветер. Если скотина ела с аппетитом, но отказывалась пить, ожидали дождливую погоду. Споткнувшаяся лошадь предвещала беду в путешествии, а вот ее сон стоя означал приближение морозов, сон лежа – потепления.
 
Александров день, Лесное ухоженье.


28 марта (по старому стилю – 15 марта) по народному календарю отмечается Александров день, называемый еще праздником Лесное ухоженье. Православные верующие в данную дату чтят память святого Александра Сидского и двух мучеников Александров из Кесарии, благодаря которым позаимствовано название дня.
Священник Александр Сидский пострадал от рук язычников в 3 веке. В период гонения на христиан его вынуждали принести жертву языческим богам, но Александр отказался. Священника жестоко пытали, а затем отрубили голову. История Александров из Кесарии имела такой же конец. Юноши-христиане вместе с другими верующими погибли за веру во Христа, став жертвой идолопоклонников в начале 4 века.
В народе Александров день чаще величали Лесным ухоженьем. Праздник посвящали почтению леса и лесным духам. Крестьяне верили, что в лесных угодьях живут злые и добрые духи. Его хозяином считался лесовик, он же леший. К нему обращались с уважением и просили разрешения на охоту или собирательство в лесу. Помощниками лесовика являлись водяной, грибник, ягодник, деревяник, моховик, корневик и т.д.
Лес был важным местом для жителей, ведь из него добывались не только дичь, ягоды, грибы, но и материалы для строительства домов, инструментов или кухонной утвари. На Александров день посещали лес, благодарили его за дары и извинялись за вмешательство. Каждый читал специальный заговор, чтобы не потеряться в лесной чаще. Знахари в данный праздник готовили полезные снадобья из трав и кореньев, собранных в лесу до наступления зимы.
Жители не ходили поодиночке в лес на Лесное ухоженье, так как начиналась пора волчьих свадеб. Волки парами носились по роще, готовясь к новому потомству. Самки искали место для логова, а самцы становились более раздраженными и могли нападать на приближающихся людей.
Наблюдая за возвращением птиц в Александров день, ждали прилет чаек. Если замечали их купание на водоеме, то готовились к пасмурным дням. Чириканье воробьев сулило солнечную погоду. А вот мало воды в реках предвещало засушливую летнюю пору и малый урожай.
 
Саввин, Тележный день.


29 марта (16 марта по старому стилю) по народному календарю отмечается Саввин день, но среди крестьян праздник чаще называется Тележным днём. В церковном календаре в эту дату почитают память святого Савина Ермопольского, погибшего мученика за христианскую веру в 3 веке. От его имени и дано наименование дню.
Святой Савин верил во Христа и являлся правителем города Ермополя (Гермополя), находящегося в Древнем Египте. Когда император-язычник разрешил устраивать гонения на христиан, Савин с друзьями скрылся неподалеку в пещерах. Однако христиан выдал бедняк за несколько монет. Пытками их заставляли сменить веру и признать язычество, но напрасно. Тогда Савина с его сторонниками связали и утопили.
В народе день прозвали Тележным, поскольку уделялось внимание подготовке телег к теплому сезону. Как раз сходил снег с дорог, а сильные ветра сушили грязь. Крестьяне не могли передвигаться по земле на санях, зато с помощью телег легко осиливали путь.
В Тележный день мужчины прятали сани и доставали телеги. Их осматривали, смазывали, чинили или меняли поломки. Пока имелось свободное время от полевых работ, готовили впрок на лето десяток запасных колес. Хозяина считали непутевым, если он запрягал лошадь в телегу, предварительно не проверив ее.
Существовала традиция в Саввин день объезжать поселок на телеге. Жители верили, что данный обряд принесет удачу в хозяйственных делах. Также слушали скрип колес: звук из переднего колеса левой стороны предвещал болезнь, справой – улучшение материального достатка. Скрипение заднего колеса с лева означало проблемы с долгами, а справа – успех.
Если в Саввин день жители наблюдали быстролетящие облака, то готовились к погожим дням. Облака, заслоняющие солнце, сулили дождливую погоду. Низкий уровень воды в реках предсказывал малоурожайный год, а высокий – частые дожди летом. Если птицы начинали купаться в лужах, крестьяне ждали потепление.
 
Алексей Теплый. Алексей - с гор потоки.


30 марта (по старому стилю календаря - 17 марта) в народе отмечают день Алексея Теплого. Название народного праздника позаимствовано из церковного календаря – дня почитания памяти святого Алексия, человека Божия, жившего в 4-5 веках.
Алексий воспитывался у праведных христиан, поэтому молодость проводил в молитвах и посте. Когда родители насильно женили его, он тайно покинул семью и направился в Эдессу, а свое имущество раздал бедным. 17 лет подряд Алексий жил на милостыню у храма Пресвятой Богородицы и непрестанно молился Господу. В данном храме предвидели в нем человека Божия, тогда Алексий вернулся в отчий дом и прожил там неузнанным еще 17 лет. Перед кончиной он признался родным и рассказал о прожитой жизни.
На Алексея Теплого происходило таяние оставшегося снега, из которого активно текли ручьи воды в реки. Талая вода в данный день имела целебные свойства. Ее набирали в ведра и несли домой, чтобы умыть лицо и тело. Верили, что такой обряд улучшит зрение и слух. Также прекращались поездки на санях, так как санные дороги портились: с них сходил снег, открывалась земля.
Особое внимание на Алексея Теплого уделяли березе – символу чистоты и новой жизни. Делая маленький надрез в стволе, жители собирали сок с взрослых берез. Одно дерево давало около 2-3 литров сока. Дома его варили с медом и сахаром, затем пили. Считалось, что березовый напиток придаст сил и укрепит иммунитет после холодной поры. Еще с берез собирали почки и готовили лечебные настойки.
Если температура поднималась до 10-12 градусов тепла, пчеловоды в день Алексея с утра занимались переносом ульев из зимовника на улицу. Их осматривали, при необходимости латали, затем выпускали пчел.
Женщины подготавливали картофель для проращивания. Его выкладывали в ящики на свет и сбрызгивали водой. Такой метод давал более ранний и обильный урожай при сборе. В теплых регионах занимались посевом овса и ячменя.
Существовала традиция на Алексея Теплого проводить бои между гусаками. Вечером накрывали столы, где выставляли блюда из гусятины. Поскольку сходил лед с водоемов, день был благоприятен для рыбалки.
Приметы на Алексея Теплого указывали на будущее. Чем больше примечали ручьев от снега и повышения воды в реках, тем богаче предвещали урожай на полях. Если не видели скворцов на деревьях, готовились к похолоданию. Цветение орешника извещало об окончательном наступлении весны.
 
Кирилл - Дери полоз


31 марта (дата по старому стилю календаря – 18 марта) в народе отмечается день Кирилла или Дери полоз. У православных верующих в данный день почитают память святого Кирилла Иерусалимского, архиепископа 4 века. От его имени и назван праздник.
Кирилла воспитывали в верующей семье христиан, поэтому, став юношей, он постригся в монахи, а спустя пару лет стал пресвитером. Должность архиепископа инок получил после кончины Иерусалимского архиепископа Максима. Кирилл являлся борцом против арийской ереси, за что его трижды изгоняли с кафедры. Он отличался милосердием, кормил голодающих продуктами, купленными на личные сбережения. За жизнь святой создал множество христианских поучений.
На Кириллов день в южных регионах часто стояли погожие дни, а вот в северных областях мог еще лежать снег. Днем он таял, а ночью ударяли заморозки и, если хозяева по неосторожности оставляли сани в месиве из земли и снега, то утром приходилось в прямом смысле драть полозы саней. От этого в народе дату прозвали Дери полоз.
На день Кирилла к знахарям обращались жители, болеющие грыжами.
А святому Кириллу крестьяне молились с просьбой дать дожди после посевных работ. Весенняя засуха после таяния снега вредила всходам зерновых культур, особенно озимым. Раньше крестьяне не имели возможности поливать поля своими силами, поэтому своевременный дождь увеличивал шансы на большой урожай.
После наступления тепла ко дню Кирилла расцветала мать-и-мачеха. Особенно ее любили пчеловоды, ведь она являлась первым медоносным растением – ее желтые цветы раскрывались раньше, чем листья. Перед холодами или дождем мать-и-мачеха закрывала бутоны и опускала их вниз, поэтому растение считали предсказателем погоды.
Также о погоде в данный день говорили следующие приметы. Появление комаров предвещало потепление, а отсутствие скворцов – напротив похолодание. Если у орешника начиналось цветение, значит, холода больше не предвиделись. Глядя на рыхлый снег на огородах, готовились к малому урожаю.
 
Дарья Грязная


1 апреля (19 марта по старому стилю) по народному календарю отмечается Дарья Грязная. Первая часть названия праздника происходит в честь церковной даты почитания святой супружеской пары – Дарии и Хрисанфа, мучеников христианских 3 века.
Ознакомившись со Святым Писанием, Дария и Хрисанф приняли христианство и стали жить без исполнения супружеского долга. Они принимали у себя христиан, рассказывая им о Боге. Когда на чету донесли императору-язычнику, он приказал Дарию сдать в публичный дом, а Хрисанфа кинуть в яму с городскими нечистотами. На защиту Дарии от осквернителей Господь послал льва, а яму с Хрисанфом очистил от грязи. Тогда язычники подвергли пару пыткам и закопали в земле живьем, где супруги и скончались.
В день Дарьи погода часто стояла теплой, таявший снег размачивал землю на дорогах. Проходя на улице, на обувь цеплялось много грязи. Полы в помещении от такой грязи быстро пачкались, во дворе и на полях образовывалось болото, отсюда и пошло название дня – Дарья Грязная. Верили, что в данный день плохих людей выдавали чересчур запачканные вещи.
Считалось, что на Дарью Грязную домовой пробуждается после зимнего сна. Чтобы он не творил пакости, крестьяне задабривали ему настроение. Его угощали молоком и сладостями, а у печи домовому ставили горшок с кашей.
В более холодных регионах, женщины отбеливали ткань для пошива одежды. Холсты выносили в заморозки во двор и выкладывали на снег. Под солнечными лучами ткань светлела, а от мороза становилась мягче.
Существовала традиция на Дарью Грязную веселить знакомых и домочадцев. Жители старались приподнять настроение, рассказав шутку. Незамужние девушки шутили больше остальных, веря, что в будущем от этого обряда супруг не будет лгать.
Если в день Дарьи Грязной спускался дождь, готовились к влажному лету, а по солнечной погоде предсказывали засушливую летнюю пору. Облачность ночью на небе предвещала следующие дни теплыми. По большим ручьям от таяния снега определяли обилие травы при сенокосе. Цветение вербы извещало, что пора выносить ульи с пчелами из омшаников.
 
Фотинья Колодезница


2 апреля (20 марта по старому стилю) по народному календарю отмечается Фотинья Колодезница. Название праздника взято из церковного календаря – даты почтения святой Фотины Самаряныни, проповедницы христианства, жившей в 1 веке.
Фотина являлась той самарытянкой, с которой общался Иисус Христос у колодца. После беседы с ним женщина приняла христианство и проповедовала его учения. Когда информация о ее деяниях дошла до римского императора Нерона – противника христианства, он приказал заточить ее в темнице и заставить отречься от веры. Ее жестоко пытали – сдирали кожу с тела, били молотами по рукам, но Фотина не отрекалась. Тогда ее бросили в колодец, где святая и отошла к Богу.
В народе верили, что в данный день колодезная вода обладает целебной силой. Как раз в весенний период от сильных ветров крестьяне простужались. Частыми были случаи лихорадки. Ее лечили с помощью воды из колодца: больного умывали и поили. Чтобы болезнь скорее прошла, люди молились святой Фотине о выздоровлении.
Для лечения важно было набрать «непочатую» воду, то есть воду, собранную на рассвете, когда ее еще никто не набирал. Нести к дому ее следовало молча, избегая даже приветствия. Также колодезную воду использовали для защиты от нечистой силы. Ею опрыскивали жилье, домашнюю скотину, хлева.
На Фотинью Колодезницу особое внимание доставалось льну – древнейшей культуре. Его использовали на пряжу, затем готовили матерчатые холсты, а уже из них шили себе одежду. Работа со льном считалась женским трудом, поэтому женщины в этот день выносили льняные рубашки во двор и вывешивали их на изгородь. Незамужние девицы, дабы скорее выйти замуж, водили хороводы с длинными льняными рушниками.
По приметам в день Фотиньи Колодезницы судили о будущем. Возвращение скворцов из теплых краев знаменовало наступление настоящей весны. Дневное тепло и ночной холод предвещали хорошую погоду на несколько дней. Выпадение дождя на Фотиньев день сулило богатый сбор грибов летом. Если корка на снегу становилась колючей после оттепели, готовились к урожайному году.
 
Кирилл Катаник


3 апреля (21 марта по старому стилю) отмечается по народному календарю Кирилл Катаник. Согласно церковному календарю в данную дату чтят память святого Кирилла Катанского, сицилийского епископа 2 века.
История Кирилла началась в 1 веке. Ему посчастливилось застать апостола Петра и перенять его учения. Святой Петр помог приемнику стать епископом в Катане – сицилийском городе. За добродетельность и мудрость в наставлении прихожан Господь наградил епископа даром творения чудес. Однажды он с помощью молитвы обратил непригодную воду источника в питьевую. До глубокой старости Кирилл нес слово Божие в народ и обращал иноверцев к христианству.
В народе на Кирилла Катаника наступал последний день детских забав на санках. Детвора могла еще днем кататься с горок, но уже вечером санки убирали в сарай до следующей зимы. Взамен катанию придумывали другие детские развлечения.
В данный день становилось достаточно жарко, чтобы ходить в валенках. Их заменяли на лапки, сплетенные из береста. Но берестовая обувка не всегда подходила для двора, когда таявший снег превращал землю в болото. Лапти пропускали влагу и холод, а человек в итоге мог подхватить простуду с симптомами лихорадки.
Раньше лихорадкой называли не только обыкновенное повышение температуры, но и такие болезни, как бронхит, туберкулез или тиф. Их лечили разными способами. Во-первых, использовали колодезную воду, веря, что на Кирилла Катаника Божья матерь наделяет такую воду лечебными свойствами.
Во-вторых, от лихорадки избавлялись на приеме у знахаря. Тот давал прикладывать к болеющим частям тела заговоренную золу из печи, завернутую в ветошь. Больному следовало ходить с ней, пока совсем не остынет, а затем пройти к пересечению улиц и бросить сверток через плечо назад и прочитать заговор на выздоровление. Крестьяне верили, что печной жар выгоняет из тела больного нечистую силу, заразившую его лихорадкой.
Но лихорадку не только прогоняли, но и задабривали. Считалось, что сами духи лихорадки жили в лесной гуще, поэтому для них готовили 12 пирожков, относили в лес и оставляли под деревом. Говорили, что такой обряд заставит лихорадку оставить в покое заболевшего.
По приметам на Кирилла Катаника судили о будущей погоде. Так цветение мать-и-мачехи или появление первых комаров предвещали потепление. Щебет синиц также сулил погожие деньки. Посиневшие облака означали приближение дождей. Если случалась гроза, жители готовились к урожайному году.
 
Василий Капельник, Василий Солнечник, Василий Парник, Василий Тёплый.


4 апреля (22 марта по старому стилю) по народному календарю отмечается Василий Капельник, также Василия величали Солнечником, Парником или Теплым. Сам праздник был назван в память о святом мучнике - Василии Анкирском, почитаемом в данный день верующими христианами.
Василий служил пресвитером в Анкирии в 3 веке. Когда началось распространение арийской ереси, на пресвитера донесли и лишили сана. Он мужественно поддерживал паству быть верными православной вере. Тогда святого признали опасным для державы и заставили отречься от православия. Однако он прославлял Бога и его подвергли страшным пыткам, ему срезали кожу с тела и жгли раскаленными прутами, в результате чего мученик скончался.
В народе на день Василия солнце пригревало сильнее, остатки снега стекали капелью с крыш, а воздух становился очень теплым. Оттого и прозвали Василия соответственно весенней погоде. Но на дорогах от теплой погоды суше не становилось. Талая вода ручьями текла по склонам к водоемам.
Если крестьяне намеревались построить новый дом, именно в день Василия Капельника смотрели за стекающими ручьями. Наиболее водные места избегали для строительства жилья, иначе постройка могла скоро износиться. А вот возвышенные территории ценились.
Хозяйки на Василия Капельника выпекали хлебные лепешки, символизирующие солнце, и угощали ими с утра домочадцев. Такой каравай в народе почитали, веря, что он несет достаток и благополучие в семью. Тесто месили обычно из ржаной муки, так как бедные люди не могли себе позволить лишние растраты. А зажиточные семьи покупали для каравая пшеничную муку.
По народным приметам в день Василия Капельника определяли будущее. По красным лучам солнца на заре предвещали отличный урожай. Темно-синие облака наблюдались перед теплыми дождливыми днями. Если таяние снега начиналось с северной части муравейника, летная пора ожидалась долгой и погожей.
 
Никонов день


Никонов день в народном календаре отмечается 5 апреля (или 23 марта – по старому стилю календаря). Праздник назван в честь святого Никона Печерского – киевского игумена 11 века, почитаемого православными верующими в данную дату.
Известно, что Никон являлся первым учеником наставника Киево-Печерского монастыря. В его обязанности входило пострижение новоприбывших в монахи. Однако Никона тянуло к уединенной жизни, он отправился к Керченскому проливу и поселился там в полном одиночестве. К мудрому монаху тянулась братия, тогда им был создан монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Спустя годы Никона пригласили занять должность игумена в Киево-Печерском монастыре.
В народе Никонов день проводили, наводя порядки в хозяйстве. С утра убирали спальные места и меняли старую солому в матрасах на новую. В комнатах протирали пыль с полок и мыли полы, а вместо моющего средства в воду добавляли настойку из запаренной мяты. Она не только придавала помещению свежий запах, благоприятный для сна, но и имела антисептические свойства. Крестьяне верили, что мята, способна отогнать нечистую силу.
Также нечисть выгоняли, вычищая и крася известью печку. В нее клали сухие мятные ветки перед растопкой. В хлевах чистили и вывозили навоз, а затем перестилали соломенную подстилку скотине, добавляя немного мятных веток. Мяту в народе ценили за запах и нередко добавляли в напитки или как пряность в выпечку.
Для садовых работ готовили инструмент, при надобности ремонтировали его, затем собирали с участков прошлогодние листья и ветки. На Никонов день уже начинали пересадку садовых деревьев, чтобы успеть до периода движения сока в них. Дабы защитить деревья от насекомых-вредителей, в сад зазывали птиц. Для этого по участку рассыпали зерна и хлебные крошки.
Вечером крестьяне ходили отмываться от грязи в баню. Жители верили, что ее пар способен излечить от заболеваний, отмыть от грешных дел и обезопасить от злых духов. В Никонов день в банный пар добавляли настоянную мяту.
Если в день Никона стояла теплая погода, а ночью опускался легкий мороз, крестьяне предсказывали погожий апрель. Гроза при не растаявшем снеге предвещала прохладную летнюю пору. Ясные звезды ночью означали, что утром будут заморозки. Скачущую по веткам белку наблюдали к потеплению, а чиханье кошки сулило дождливую погоду.
 
Артемон - дери полоз


6 апреля (24 марта по старому стилю календаря) отмечается в народе день Артемона – дери полоз. Праздник так нарекли в честь святого Артемия Селевского (Солунского), служившего епископом в I-II веках. Его память чтят в церковном календаре в данный день.
Артемий являлся истово верующим христианином в городе Селевкии, находящемся на территории современной Турции. Видя праведность монаха, апостол Павел назначил его на должность епископа в Селевкии. Артемий с преданностью занимался церковными делами, мудро давал советы прихожанам, помогал малоимущим и больным. За благодетельность Артемия считали заступником обездоленных.
На Артемона – дери полоз, на улицах днем становилось тепло, снег активно таял. На дорогах он перемешивался вместе с землей, а к вечеру иногда опускались заморозки. Если хозяева не успевали заменить сани телегой, то об замерзшую поверхность земли часто скребли полозья саней, а порой драли полоз.
Поскольку день являлся кануном Благовещения, большого праздника, когда не разрешалось работать, крестьяне старались успеть переделать все домашние дела. Хозяйки занимались уборкой помещений, готовили вечернюю трапезу перед праздником. Хозяева работали в саду, чинили инвентарь.
Существовала традиция на Артемонов день сходить в храм и освятить семена огородных культур. Жители верили, что это даст шанс растениям лучше взойти после посадки. А вот незамужние девушки с удовольствием посещали ночную службу в храме. Говорили, что такая служба поможет им выйти замуж за добропорядочного мужчину.
После захода солнца жители разжигали во дворах и у церквей большие костры, дабы отогнать от поселения нечистые силы. В них жгли поломанные деревянные вещи и старую соломенную набивку из матрасов. Хозяева верили, что сжигая отслужившие вещи, они избавляются от старых проблем. Затем с факелами крестьяне обходили свои владения по кругу, выгоняя злых духов. Также кострища в деревнях помогали поздним путешественникам добраться по свету до поселения.
Если на Артемона спускался снег, жители ожидали богатый урожай гречки. Морозная погода предвещала обилие овса при сборе. Капли росы поутру наблюдались к урожайности проса. Теплая ночь сулила раннюю весеннюю пору.
 
Благовещенье, Бабий праздник.


Благовещенье, называемое в народе еще Бабьим праздником, отмечается 7 апреля (по старому стилю календаря – 25 марта). Священное Писание гласит, что в данный день к Марии (Божьей Матери) от архангела Гавриила пришла благая весть о ее беременности, зачатии сына – Иисуса Христа.
Благовещенье в народе было одним из важных и любимых событий. С утра крестьяне отправлялись на молебен в храм, ставили свечи за благополучие, подавали милостыню. Бездетные супруги молились Пресвятой Богородице о даровании ребенка.
В храмах набирали освященную воду и несли ее домой. Для защиты от болезней и злых духов ею окропляли свое жилье, хлев, скотину и птиц, пили сами. Хозяева в храм приносили посевные семена и просили их освятить. Верили, что так они лучше взойдут и дадут большой урожай.
Праздник считался в народе третьим днем встречи весны, поэтому молодежь громко ее закликала. Женщины пекли печенья, напоминающие жаворонков. Их давали детворе, а те подкидывали его в небо и ловили. Такой ритуал символизировал прилет птиц, несущих в края весну.
К вечеру жители зажигали большие костры, в них бросали устаревшие вещи, старые матрасы с соломой. Так избавлялись от болезней и проблем, накопившихся за год. Дабы продымить себя и одежду, вокруг огня водили хороводы, перепрыгивали через него. Крестьяне верили, что дым костра оградит их от заболеваний, сглаза и порчи.
На Благовещенье существовал запрет делать любую работу. Говорили, что даже птицы перестают вить гнезда. Ничего не одалживали, иначе можно было потерять удачу и здоровье. Если вору удалось что-то украсть, то год ему будет везти, поэтому хозяева запирали жилье и следили за имуществом.
Запрещалось в праздник расчесываться и заплетать волосы в косу. Вставать следовало пораньше, в том числе и птицам. Также не разжигали печь на Благовещенье. Сутки в помещении было прохладно, молодежь ложилась ночевать в сенях или в хлеву, а стариков и детвору оставляли спать в избе.
Поскольку печь не топили, то и еду на весь день готовили заблаговременно накануне. Традиционным блюдом была кулебяка – сдобный пирог из овощей или рыбы. Благовещенье выпадало на Великий пасхальный пост, но праздник немного ослаблял запреты на него, и разрешалось употреблять рыбу.
В данный день жители покупали диких птиц у ловцов и отпускали их на свободу. Это делалось, чтобы свободная птичка походатайствовала у Господа за своего освободителя. На Благовещение собирали золу из печки и посыпали ею огороды, чтобы растительность не болела. А старики прокаливали на огне соль, веря, что она обретет целебные свойства, и добавляли ее в пищу.
Какую погоду примечали на Благовещение, такую ждали и на Пасху. Гроза в этот день предвещала погожее лето и много орехов при сборе. Ясное небо означало дождливую летнюю пору. Сырость на улице предсказывала обильный урожай грибов.
 
Назад
Верх Низ