Антон-перезимник
"Пришла Антонина - зиме половина".
По народному календарю 30 января (17 января по старому стилю) отмечается день Антона-перезимника. Своё название день берет от христианской даты почтения памяти святых Антониев – Великого, Черноезерского и Дымского.
Антоний Великий (3 век) отличался серьезным характером и большой любовью к Господу. Отдав часть своего наследства беднякам, он отправился жить в пустыню. В ней построил монастырь, совершал благие дела, а сотни прихожан просили совета у мудреца. Антоний Черноезерский (16 век) постригся в монахи, а после обосновал монастырь на Новгородских землях у Черного озера. Антоний Дымский (12 век) был смирен перед Господом, вместе со своими прихожанами построил церковь в честь Антония Великого.
В народе Антона-перезимника иногда величали Антониной – половиной зимы, потому как была пройдена первая часть зимнего периода, а вторая приближала к весне. Обычно к данной дате погода становилась теплой, порой таял снег. Но потепление наступало на короткое время, после которого вновь опускалась стужа.
На Антона-перезимника крестьяне оберегали жилье от проникновения нечистых сил. Для этого поутру выходили на уличную развилку и пятились задом к своему двору. Следовало идти аккуратно, дабы не упасть, а ветками заметать оставленные следы. Жители верили, что так духи не найдут путь к дому. Защищаясь от порчи, хозяева пересекали острым инструментом дорогу к своим угодьям.
Но не все духи относились к плохим. Духами-помощниками считали домового – хранителя очага, лешего – хранителя лесных угодий, багана – смотрителя за домашним хозяйством, сарайника и амбарника - помощников в строительстве, воструха – хранителя домашнего добра. Чтобы с ними находится в ладе, крестьяне старались задобрить их.
Хозяйки на Антона-перезимника выпекали круглые булки. Для их теста использовали разбухший от вымачивания овес или ячмень. Добавляя к нему муку, яйца и сахар, лепили хлеб в виде солнца. Именно солнечное светило могло защитить народ от происков нечисти, живущей во тьме, и приблизить весну.
По приметам ориентировались на будущую погоду. Раннюю весну ожидали, если в день Антона-перезимника случалось резкое потепление. Метель означала затяжную зиму. Если примечали белок, прячущихся вместе, или щебет синичек во дворе, ждали похолодание. Облачное небо ночью предвещало богатый урожай, а ясное – плохие всходы.
"Пришла Антонина - зиме половина".
По народному календарю 30 января (17 января по старому стилю) отмечается день Антона-перезимника. Своё название день берет от христианской даты почтения памяти святых Антониев – Великого, Черноезерского и Дымского.
Антоний Великий (3 век) отличался серьезным характером и большой любовью к Господу. Отдав часть своего наследства беднякам, он отправился жить в пустыню. В ней построил монастырь, совершал благие дела, а сотни прихожан просили совета у мудреца. Антоний Черноезерский (16 век) постригся в монахи, а после обосновал монастырь на Новгородских землях у Черного озера. Антоний Дымский (12 век) был смирен перед Господом, вместе со своими прихожанами построил церковь в честь Антония Великого.
В народе Антона-перезимника иногда величали Антониной – половиной зимы, потому как была пройдена первая часть зимнего периода, а вторая приближала к весне. Обычно к данной дате погода становилась теплой, порой таял снег. Но потепление наступало на короткое время, после которого вновь опускалась стужа.
На Антона-перезимника крестьяне оберегали жилье от проникновения нечистых сил. Для этого поутру выходили на уличную развилку и пятились задом к своему двору. Следовало идти аккуратно, дабы не упасть, а ветками заметать оставленные следы. Жители верили, что так духи не найдут путь к дому. Защищаясь от порчи, хозяева пересекали острым инструментом дорогу к своим угодьям.
Но не все духи относились к плохим. Духами-помощниками считали домового – хранителя очага, лешего – хранителя лесных угодий, багана – смотрителя за домашним хозяйством, сарайника и амбарника - помощников в строительстве, воструха – хранителя домашнего добра. Чтобы с ними находится в ладе, крестьяне старались задобрить их.
Хозяйки на Антона-перезимника выпекали круглые булки. Для их теста использовали разбухший от вымачивания овес или ячмень. Добавляя к нему муку, яйца и сахар, лепили хлеб в виде солнца. Именно солнечное светило могло защитить народ от происков нечисти, живущей во тьме, и приблизить весну.
По приметам ориентировались на будущую погоду. Раннюю весну ожидали, если в день Антона-перезимника случалось резкое потепление. Метель означала затяжную зиму. Если примечали белок, прячущихся вместе, или щебет синичек во дворе, ждали похолодание. Облачное небо ночью предвещало богатый урожай, а ясное – плохие всходы.