Народный календарь

Антон-перезимник

"Пришла Антонина - зиме половина".


По народному календарю 30 января (17 января по старому стилю) отмечается день Антона-перезимника. Своё название день берет от христианской даты почтения памяти святых Антониев – Великого, Черноезерского и Дымского.
Антоний Великий (3 век) отличался серьезным характером и большой любовью к Господу. Отдав часть своего наследства беднякам, он отправился жить в пустыню. В ней построил монастырь, совершал благие дела, а сотни прихожан просили совета у мудреца. Антоний Черноезерский (16 век) постригся в монахи, а после обосновал монастырь на Новгородских землях у Черного озера. Антоний Дымский (12 век) был смирен перед Господом, вместе со своими прихожанами построил церковь в честь Антония Великого.
В народе Антона-перезимника иногда величали Антониной – половиной зимы, потому как была пройдена первая часть зимнего периода, а вторая приближала к весне. Обычно к данной дате погода становилась теплой, порой таял снег. Но потепление наступало на короткое время, после которого вновь опускалась стужа.
На Антона-перезимника крестьяне оберегали жилье от проникновения нечистых сил. Для этого поутру выходили на уличную развилку и пятились задом к своему двору. Следовало идти аккуратно, дабы не упасть, а ветками заметать оставленные следы. Жители верили, что так духи не найдут путь к дому. Защищаясь от порчи, хозяева пересекали острым инструментом дорогу к своим угодьям.
Но не все духи относились к плохим. Духами-помощниками считали домового – хранителя очага, лешего – хранителя лесных угодий, багана – смотрителя за домашним хозяйством, сарайника и амбарника - помощников в строительстве, воструха – хранителя домашнего добра. Чтобы с ними находится в ладе, крестьяне старались задобрить их.
Хозяйки на Антона-перезимника выпекали круглые булки. Для их теста использовали разбухший от вымачивания овес или ячмень. Добавляя к нему муку, яйца и сахар, лепили хлеб в виде солнца. Именно солнечное светило могло защитить народ от происков нечисти, живущей во тьме, и приблизить весну.
По приметам ориентировались на будущую погоду. Раннюю весну ожидали, если в день Антона-перезимника случалось резкое потепление. Метель означала затяжную зиму. Если примечали белок, прячущихся вместе, или щебет синичек во дворе, ждали похолодание. Облачное небо ночью предвещало богатый урожай, а ясное – плохие всходы.
 
Афанасьев день


По народному календарю 31 января (18 января по старому стилю) отмечается Афанасьев день. Название его происходит от церковной даты чествования святого Афанасия Великого, служившего архиепископом Александрийским в IV веке.
В юности Афанасия мать отдала в церковь на служение Всевышнему. Когда он достиг звания епископа, то вел борьбу против ереси Ария, ярого противника христианской церкви. Святитель ездил по храмам, распространял слово Божие и обличал сторонников Ария. Из-за жестокой клеветы ариан Афанасий вынужден был скрываться. После восхождения на престол императора Валента епископ вернулся обратно и продолжил руководить Александрийской церковью.
В народе Афанасьев день иногда величали Афанасий-Ломонос. Как раз в этот день ударяли трескучие морозы и жители, отправляющиеся далеко от дома, порой получали обморожение носа, рук или ног. Отсюда и название «ломай нос». Крестьяне старались дни проводить в помещение, а на морозе быстро передвигаться, дабы не замерзнуть.
На Афанасьев день совершали обряды, изгоняющие из поселка ведьм, которые воротились с шабаша. Обычно бесовки влетали в жилье через дымоотводную трубу и печь. Старшие люди тайно приглашали в дом знахарей, чтобы те заговорили печной проем в полночь. Также знахари вбивали осиновый кол в щель между стеной и крышей, а в жаровню сыпали пепел из семи разных печек. За свою работу знахарям преподносили достойную плату.
Считалось, что в Афанасьев день стоит избегать проведение операций, потому что они могли кончиться неудачно. Не проводили судебных разбирательств, чтобы не проиграть спор. Крещение мальчика переносилось на другие дни, иначе его могли поразить мужские болезни в будущем. Запрещалось менять жилье, либо между домочадцами начинались ссоры.
Вьюга на Афанасия предвещала длинную зиму. Если в полдень появлялось солнце на небосводе, ждали скорый приход весны. Глядя на уменьшение воды в водоемах, предсказывали знойное, засушливое лето. Пришедшее тепло на Афанасьев день прогнозировало летом малый урожай корнеплодов. Морозы ждали, когда видели ясную кайму вокруг луны или солнца.
 
Макарьев день


1 февраля (19 января по старому стилю) по народному календарю отмечается Макарьев день. Именуется данный день согласно церковной дате чествования преподобного Макария Великого, священника 4 века.
Служить Господу и изучать Священное Писание Макарий начал после смерти жены. Когда умерли его родители, он отправился в пустыню, вел отшельническую жизнь, затем основал монастырь. Его наставником был Антоний Великий. В 40 лет Макарий получил сан священника, а, чтобы уединиться от прихожан, выкопал под своим храмом келью для молитв. Обладал даром исцеления тяжелых недугов, написал множество полезных христианам трудов.
Крестьяне на Макарьев день отдыхали от работы, ходили по гостям. С 19 века появилась традиция устраивать чаепитие. К чаю вприкуску ели сахар, а в зажиточных семьях угощались вареньем. Чай наливали из самовара, раздувая жар в нем с помощью сапога. Считалось, что после раздутия такой сапог излечивал ноги от болезней.
Разжигая дрова в печи, хозяева наблюдали за огнем. Если пламя освещало топку золотистым светом, это предвещало семье мир и благополучие. Народ старался подготовить заранее дрова и лучину – тонкие деревянные щепки, колол их и хорошо высушивал, чтобы сразу разгорелось.
В Макарьев день молились святому Иоанну Златоусту, прося у него помощи в освоении знаний или избавлении от грустных мыслей. Также ходили к знахарям, чтобы те заговорами излечили от головных и зубных болей. Сон, приснившийся на Макария, считался вещим.
Макарьев день часто называли весноуказщиком, так как по его приметам определяли погоду на будущее. Потепление предсказывало, что весенняя пора наступит раньше обычного. Спустившаяся вьюга сулила затяжную зиму и снежную погоду на Масленицу. Стужа означала знойное лето. Каким проходил Макарьев день, таким ожидали весь февраль.
 
Ефимов день


По народному календарю Ефимов день празднуется 2 февраля (20 января по старому стилю). Название его берет начало от церковного дня чествования святого Евфимия Великого, прославившегося своим смирением и любовью к Господу в 5 веке.
С юности Евфимий посвятил себя церкви, постригся в монахи, заслужил должность пресвитера. После 30 лет, желая остаться наедине с Богом, тайно покинул монастырь и ушел в пустыню предаваться молитвам в безмолвии. Всевышний наделил святого способностью исцелять больных молитвой и Евфимий помогал нуждающимся. Также он основал лавру на месте своей обители.
В народе на Ефимов день обрученные пары спешили успеть сыграть свадьбу. Такая спешка обусловлена тем, что надвигался Великий пасхальный пост, во время которого следовало сдерживаться в еде и развлечениях. До Поста люди могли накрыть щедрые столы с мясными блюдами и алкогольными напитками, а также заказать музыкантов.
Сам месяц февраль считался метельным. Часто поднимались сильные вьюги. Народ верил, что в злые метели превращаются нечистые силы, души покойников или сам Дьявол, дабы навредить человечеству. Они заметали снегом дороги, срывали крыши с домов. Если кто попадал под снежный вихрь, тот заболевал неизлечимой хворью. Чтобы защититься от вихря, в него кидали заточенный нож.
В народе говорили, если младенец родился на Ефимов день, он мог не дожить до старческих седин. Поэтому повитухи совершали обряд защиты ребенка. После родов его пуповину прятали в дупло одинокого дерева и заговаривали на долголетие.
Потерянная рукавица, по поверьям в Ефимов день, означала наступление бедности. Нельзя было поднимать копейки с земли, иначе ожидались три года голода в семье. Если кто случайно резал руку ножом, у того близкий человек заражался болезнью.
Метели на Ефимов день предсказывали холодную весну со снегом.
Солнечный день обещал теплую весеннюю пору.

Глядя на кошку, точащую когти об пол, ждали надвигающуюся вьюгу. Солнце, выглянувшее после обеда из-за туч, означало лето с ливнями, а ветреная погода сулила влажный год.
 
Максимов день (Максим-утешитель).


3 февраля (21 января по старому стилю) по народному календарю отмечают Максимов день, именуемый еще Максимом-утешителем. В церковном календаре данная дата совпадает с чествованием преподобного Максима Грека, монаха-переводчика в 15-16 веке.
Максим вырос в богатой семье греков, получил отличное образование. После долгих путешествий по европейским странам стал иноком. Когда Московскому князю потребовалось перевести библейские труды с греческого на славянский языки, Максима вызвали к нему оказать помощь. Первым делом монах перевел Псалтырь и Деяния Апостолов, затем другие христианские книги.
В народе Максимов день величали Максимом-утешителем и верили, что молитвы, направленные к святому, помогают решать проблемы обездоленных. Было принято в его день благодарить всех, кто когда-либо бескорыстно оказывал помощь, и молится за их благополучие и здоровье. Считалось, что добрые поступки делать намного выгодней, помнятся они в сто крат лучше, чем зло, а самих добродетелей ожидает рай на небесах.
Женщины старались напечь много пирогов с разной начинкой. Ими угощали не только домашних, но и благодарили своих помощников, раздавали бедным и голодающим. Если соседи ссорились между собой, то такой пирог помогал примириться.
Существовал обряд в Максимов день для укрепления отношений между мужем и женой. Они выходили ночью в сад и сбивали снег с веток деревьев. Важно было при этом держаться за руки и читать заговоры на счастье.
На Максимов день хозяева ходили проверять и чинить конскую сбрую. Чтобы домовой не лез к лошадям, на них крепили на ночь кнут и рукавицы. Добро, сотворенное в данную дату, возвращалось обратно. Говорили, что Господь предостерегает от неприятностей, если задуманное дело обломалось. А если на Максима-утешителя спускался порывистый ветер, знахарки читали любовные привороты.
По погодным приметам определяли наступающий год. Ночной месяц, просвечивающий через облака, предвещал богатый сбор зерновых. Наоборот ясный небосклон сулил малый сбор пшеницы и сильные морозы. Приятная теплая погода предсказывала раннюю весну.
 
Тимофеев день (Тимофей-полузимник)


4 февраля (22 января по старому стилю) по народному календарю отмечается Тимофеев день. Свое название он берет от церковной даты почтения памяти святого Тимофея, ученика апостола Павла.
Увидев чудесное исцеление хромого от молитвы апостола Павла, молодой Тимофей поверил в Иисуса Христа и стал учеником апостола. Через 13 лет Павел возвел своего преданного наставника в сан епископа церкви Эфеса. Когда же начались гонения на христиан, Тимофей пытался вразумить язычников в неправоте их веры, за что они в ярости забили его камнями.
По старому (Юлианскому) календарю Тимофеев день выпадал на середину зимы. Отсюда его в народе величали Тимофей-полузимник. Поскольку пол зимы уже прошло, то оставшаяся половина вела к приходу весны. Но крестьяне особо не радовались, ведь холода и метели усиливались со дня Тимофея и длились почти весь февраль.
В Тимофея-полузимника хозяева проверяли, что осталось в закромах из продуктов. Наступало тяжелое время, ведь оставшиеся запасы следовало дотянуть до лета, когда вновь собирали урожай на год. Мужики на телеге забирали последние снопы сена с поля, а женщины из углов сусек выметали зерна для муки.
Пчеловоды проверяли пчел в деревянных омшаниках – крытых помещениях на зиму для ульев. Подкармливали насекомых и слушали, что творится внутри. Если слышался спокойный гул, то пчелы были в порядке, а вот громкое жужжание оповещало о проблемах роя.
Молодежь веселилась, катаясь со снежных горок. Девушки для этого использовали донце от прядильного оборудования. Считалось, какая девица дальше всех проедет на своем донце, у той урожай льна будет больше всех.
Замечая морозные узоры на стеклах окон в Тимофеев день, говорили, что зима будет долгой. Запотевшие стекла предсказывали наступление тепла. Снег предвещал снегопады в течение всей недели, а ясная погода сулила раннюю весну. Большой снежный покров наблюдали к хорошему урожаю зерна.
 
Агафий-полухлебник


По народному календарю 5 февраля (23 января по старому стилю) отмечается как день Агафия-полухлебника.Его величают от церковной даты чествования мученика Агафангела Римлянина, епископа Анкиркского, погибшего за веру во Христа в 3 веке.
С детства Агафангел воспитывался матерью-христианкой. После ее смерти мальчика взяла на воспитание другая женщина, благодаря которой Агафангел познавал Слово Божие. Его наставником стал епископ Климент. Агафангел начал служение Господу в сане диакона, к 18 годам стал пресвитером, а епископом в Анкире его удостоили к двадцатилетию. Когда император устроил гонения на христиан, юношу подвергли пыткам, а после казнили мечом.
В народе на Агафия-полухлебника проверяли остатки зерна и муки в амбарах. Обычно их оставалось впритык до летних сборов урожая. Если запасов оставалось меньше, хозяева начинали экономить. Также следили за состоянием амбаров и сусеков: заделывали появившиеся дыры в стенах, ворошили зерно, чтобы не залеживалось.
Особое внимание на Агафия-полухлебника относили заботам о доме. Женщины мыли полы, стены, потолок и мебель, а мужчины ремонтировали жилье, сараи и хлева. А вот знахари в данный день читали заговор на ветер для любовных приворотов.
Существовала традиция заботиться о нищих и обездоленных. Крестьяне верили, что на Агафия-полухлебника путешествуют святые духи и ангелы, перевоплощенные в странствующих бродяг. Чтобы стать ближе к Господу, их подкармливали, угощали хлебом и солью, организовывали место переночевать. Отказывать просящим считалось грешным делом.
Если на Агафия наблюдали заснеженные поля, ожидали хороший сбор зерна летом. Поющие синицы поутру означали наступление сильных холодов, а белки, вышедшие из дупла и бегающие по земле, предвещали потепление. Мороз и солнечная погода сулили раннюю весну и знойный август.
 
Аксиньин день (Ксения-полузимница)


Аксиньин день в народе отмечают 6 февраля (по старому стилю 24 января). Название его пошло от православного праздника в честь святой Ксении Петербургской, посвятившей жизнь молитвам к Богу за покойного мужа в 18 веке.
После смерти супруга Ксения, по словам окружающих, лишилась разума – носила одежду покойного мужа, отзывалась на его имя, имение и наследство подарила малоимущим. Сама вдова скиталась по Петербургу, молясь и терпя издевательства окружающих. За ее кротость и преданность Господь наградил блаженную даром предвидения. До конца жизни Ксения учила людей правдивости и любви к Богу.
В народе Ксению (Аксинью) именовали полузимницей, поскольку в северных регионах страны именно с этого дня зима доходила до своей половины. Второй половине зимы радовались, ведь она уже вела к приходу весны и тепла, а световые дни становились длиннее. Крестьяне наведывались в свои амбары и погреба, считая остатки продуктов. Хорошо, если их было ровно половина от запасенного до лета. Меньше половины означало голод семьи, тогда приходилось докупать зерно.
На Аксиньин день была традиция узнавать стоимость хлеба, за что день еще называли Аксиньей-полухлебницей. Если цена становила ниже обычной, значит, урожай зерна летом предвещали большим, а стоимость держалась до летней поры без колебаний. Подорожание хлеба сулило малый сбор зерновых.
Ещё одним способом узнать урожайность зерна было его взвешивание. Для этого перед сном измеряли вес испеченного хлеба, а поутру снова взвешивали – если он становился тяжелее, то ждали богатый урожай, а если легчал – к малому урожаю. То же самое делали с ржаным зерном.
В Аксиньин день запрещалось готовить квас, веря, что из-за этого земля не даст урожай. Дабы не навлечь смерть в дом, людям возбранялось вязать узлы. Избегали заправлять постель, иначе домочадцы могли заболеть. На ногах не стригли ногти, чтобы миновать судорожных болей. Также молчали о приснившемся сне.
По погоде на Аксинью предсказывали наступающую весну, поэтому ее величали в некоторых краях весноуказательницей. Ясное солнце означало теплую весеннюю пору, а снегопад – пасмурную и затяжную.
 
Григорьев день


Григорьев день отмечают по народному календарю 7 февраля (25 января по старому стилю). По церковному календарю это дата почтения памяти святого Григория Богослова. Отсюда и название праздника.
В детстве мать отвела Григория в церковь, передав его Господу на служение. Мальчик с усердием изучал Священное Писание, много знал и начал писать богословские труды. За это его назвали Богословом. Григорий умел грамотно разъяснять информацию, четко донося истину. Святитель оставил сотни посланий и стихотворений, вошедших в современные церковные песнопения.
В народе считалось, что на Григорьев день зима пересекает половину и поворачивает к приходу тепла. Но вторая часть всегда была холоднее первой, поэтому крестьяне готовились к холодам и метелям. Временное потепление не воспринимали как весну, после него часто ударяли морозы.
В данный день делали побольше добрых дел окружающим, дабы в наступающую весну попасть с добродетельностью. Но хвалиться ими не позволялось, поскольку Господь видел все и судил по справедливости. Следовало упоминать добрым словом людей, совершивших благие дела.
Знахари на день Григория заговаривали сахар. Его клали на рассвете в поддувало печки, разводили огонь и шептали заговор на увеличение числа покупателей. Сахарный талисман носили в кармане торговцы или прятали в лавках и магазинах.
Люди старались не плевать на пол в Григорьев день, ведь это сулило неудачу в дороге. Случайно пролитое молоко вело к радостным событиям. Если видели, что корова заснула рогами к выходу, значит ее сглазили. Чтобы снять сглаз, к скотине садились с правой стороны и потирали голову правой рукой, читая заговор от сглаза.
Григорьев день предсказывал погоду на год вперед. До обеда погода показывала первую половину следующей зимы, а после обеда – вторую половину. Снег предвещал позднюю зиму в следующем году, а метель – раннюю осень. Пение синиц предсказывало наступающую стужу.
 
Фёдор-поминальник


Фёдор-поминальник по народному календарю отмечается 8 февраля (дата по старому стилю – 26 января). Название праздника взято с церковного календаря – почтения памяти святого Феодора Студита, выступавшего против ереси иконоборцев.
Блестящее образование и ораторское искусство Феодора (8 век) помогали отстаивать права почитателей икон христианских церквей. Но император заслал Феодора в ссылку, из которой он вышел спустя несколько лет. Заступник стал иноком в Сакудионе, а затем заслужил сан пресвитера и игумена. После возвращения из очередного императорского гонения Феодору предоставили управление Студийским монастырем. Несмотря на тяжелые испытания, всю жизнь святитель был предан Господу и служил ему, творя множество добрых дел.
Святому Фёдору крестьяне молились, прося излечить боли в грудной клетке. Но в народе день Фёдора-поминальника имел мистические события. Жители верили, что покойники скучают по своим домам и родным и на Фёдора-поминальника их души возвращаются на землю, навещают семью. Особенно активно являлись позабытые родственниками души, которым забывали ставить свечку в храме и ходить на могилы.
Существовали обряды, защищающие от мертвых душ предков. Сперва вызывали в дом диакона читать молебен, по углам сбрызгивали святой водой, на косяках окон и дверей чертили кресты. Из растительных средств помогало развешивание ветвей рябины, чертополоха, можжевельника и крапивы. Назойливые души прогоняли, кидая в них конскую уздечку или камень. Но были и желающие встретиться с покойными родственниками, они для встречи держали пост двенадцать пятниц.
Горох на Фёдора-поминальника играл особую роль. Его катали по миске и слушали звон – если звонко отстукивает, значит быть морозу в весеннюю пору, а это чревато плохим летним урожаем. Если тихо катались горошинки, ждали весенние снегопады, защищающие поля от переохлаждения и порчи посевов. Иногда горох использовали для выведения бородавок или других кожных болезней. А недоброжелатели им пользовались, наводя порчу.
Погода на Фёдора-поминальника показывала аналогичные погодные условия на весну. Показавшиеся из снега грызуны предвещали потепление. Волчий вой слышали перед надвигающимися морозами.
 
Назад
Верх Низ