Народный календарь

Grafff

Участник
rnTVltCpPnA.jpg

Народный календарь - форма народного "погодоведения", основанная на народных приметах и временной цикличности сельскохозяйственных работ.

Народный календарь для наших предков был хозяйственным руководством, регламентировал сроки пахоты, сева и уборки урожая, в соответствии с природой. В этом календаре природные явления описаны в жанре фольклора (поговорки, пословицы, приметы, загадки), даны хозяйственные советы, указывались все церковные и народные праздники и дни отдыха.

Знание и изучение народного календаря позволит лучше понимать наших предков, их жизнь, традиции.

Цель проекта: возрождение и сохранение русских народных традиций как части духовного наследия, пропаганда и популяризация традиционной народной культуры среди широкой детской, молодёжной и взрослой аудитории.
 
Дорофеев день


Дорофеев день по народному календарю отмечается 18 июня (5 июня по старому стилю). Частичное название день получил от имени святого Дорофея Тирского, христианского мученика, почитаемого церковью в данную дату.
Дорофей проживал в 3-4 веках в городе Тире (современный Ливан). Он проповедовал христианство, за то его возвели епископом Тира. Гонения со стороны язычников вынудили Дорофея скрываться, но при власти императора Константина I он вернулся и продолжал обращать иноверцев к христианству. Через полвека, когда епископ находился уже в почтенном возрасте, гонения возобновились. Его схватили язычники и пытали до смерти.
Иногда Дорофеев день нарекали Воробьиными ночами. А связывали это с ночными грозами, освещающими молниями небо. Из-за ярких зарниц их в народе называли пестрыми, рябиновыми, напоминающие по созвучности слово «воробьиные». Жители верили, что грозовую погоду устраивает разгуливающая нечистая сила и так пугает воробьев.
Чтобы спастись от шалостей нечистых сил, в народе использовали сон-траву, цветущую в данный период. Верили, что она их отпугивает, потому ее подсушенные цветы носили при себе. Она защищала от порчи и сглаза, а ее цветы в комнатах приносили благополучие семье. Благодаря данному растению дата получила еще одно название – День сон-травы.
Знахари в эту дату отправлялись в лес на сборы сон-травы. Собирать ее следовало после захода солнца, зачитывая специальный заговор. Дабы проверить настоящее растение или нет, его окунали в родниковую воду – настоящая сон-трава в воде начинала шевелить ворсинками. После ее сушили, чтобы из нее вышли все ядовитые вещества, и использовали в народной медицине как снадобье. Настои из сон-травы помогали при бессоннице, повышенном давлении, туберкулезе, воспалении кожи и ревматизме.
Считалось, что на Дорофеев день снятся вещие сны. К святому обращались за просьбой истолковать их и помочь, если плохое приснилось. Верили, если во сне явится симпатичный юноша или девица, то спящему счастье прибудет. А вот увидеть пожилую сгорбленную женщину было к проблемам и бедам.
На Дорофеев день проверяли огуречные завязи, если было много пустоцветов, то хозяйки волокли старые лапти к грядке по земле и читали заговор на увеличение урожая огурцов. Также на огородах проводили прополку грядок от бурьяна. Стричься в данный день не рекомендовалось, иначе волосы могли перестать расти.
Примечая в Дорофеев день обилие росы, жители готовились к хорошему урожаю на полях. Туман на водоеме предвещал щедрый урожай грибов. Много пауков увидеть означало, что наступили жаркие дни, а вот дятла услышать значило, что грозы придут. Также к осадкам готовились, если чувствовали сильный аромат травы.
 
Ларион Пропольник


Ларион Пропольник в народе отмечается 19 июня (6 июня по старому стилю календаря). Ларионом дата названа от имени христианского святого – Преподобного Илариона Нового, чью память чтят верующие в данный день.
Иларион проживал в 9 веке, с детства воспитывался в любви к Господу, поэтому к двадцатилетию он постригся в иноки в Далматском монастыре. Примером для подражания монах выбрал своего теску – Илариона Великого, за что получил прозвище Иларион Новый. За добродетельность и исполнительность братия монастыря выбрала его настоятелем обители. В период иконоборческой ереси и уничтожения икон Иларион выступал на их защиту, за что его всячески притесняли и наказывали. Скончался святой в своей обители от старости в 845 году.
В народе Лариона прозвали Пропольником за традицию в данный день заниматься прополкой сорной травы. Для этого на огороды и поля выходили семьями, с раннего утра до захода солнца крестьяне гнули спины, уничтожая вредящий бурьян. Оставить его расти означало получить малый урожай от культурных растений, потому сорняки убирали в обязательном порядке.
Сорняки приносили вред посаженным людьми культурам. За счет крепкого иммунитета они притесняли их: корневая система сорной травы разрасталась быстрее культурных насаждений, тем самым вытягивая из почвы полезные микроэлементы и влагу. Высокие поросли сорняков закрывали полезные культуры от солнечного света и тепла. Некоторые виды бурьяна являлись ядовитыми и, попав случайно в пищу, могли навредить здоровью жителей.
Однако от сорняков и польза имелась. Своими корнями они разрыхляли почву, а при разложении обогащали ее полезными микроэлементами. В жару сорная трава закрывала землю от перегрева и препятствовала тем высушиванию почвы. Полынь и одуванчики, например, могли отпугивать вредных насекомых от культурных растений. Бурьян, смешанный с навозом, через год служил отличным удобрением.
По приметам на Лариона Пропольника крестьяне определяли будущее. Если примечали ветер с востока, то готовились к мокрому лету. Замолкающий жаворонок предвещал ненастную погоду. Крик перепелки сулил о надвигающемся дожде. По пауку, откладывающему яйца в кокон, предсказывали погожие дни.
 
Федот Страж


Федот Страж по народному календарю отмечается 20 июня (7 июня по старому стилю). Федотом праздник нарекли в честь святого Феодота Анкирского, почитаемого православными верующими в данный день.
Феодот был родом из Анкиры (современная Анкара, Турция), верил в Господа и помогал христианам, пострадавшим от рук идолопоклонников. Когда язычники утопили семерых женщин-христианок, он достал их тела и с почестью похоронил. Узнав о его поступке, правитель приказал наказать Феодота: его били и пытали, заставляя отречься от Бога. Святой стойко держался, прославляя Христа, тогда ему отсекли голову.
В народе Федота прозвали Стражем, поскольку верили, что в данный день он сторожит жителей на водоеме от нападения русалок. В его день крестьяне смело ходили купаться на речку или озеро, предварительно помолившись святому Феодоту. Считалось, что святой находится у водоема с заостренным серпом и, если вдруг ундина захочет заманить парня или девушку в воду, то Федот сразу обрежет ей волосы. В волосах русалка имела всю свою мощь и колдовские чары, а, лишившись их, становилась беспомощной.
По Федотовому дню определяли урожай хлеба. Дождь крестьяне всегда ждали с охотой, но осадки на Фетода Стража означали пустой колос в хлебных культурах. Солнечный день радовал жителей, поскольку помогал колосу налиться, а значит, предсказывал много зерна при сборе. Святому Феодоту молились за щедрый урожай на полях.
К данному дню наступал период, когда оканчивался посев злаковых культур, а косить сено было еще рано. Тогда мужчины занимались починкой в хозяйстве, а женщины устраивали бученье – большую стирку. Стирали все, что накопилось - от простыней до нижнего белья. Их вываривали в чане над костром, а для удаления грязи использовали щелок. Полоскали белье в водоемах, затем сушили и гладили угольными утюгами.
Если на Федота Стража раздавались раскаты грома, то готовились к непогоде в течение следующих дней. Также ненастные дни ждали при виде дыма, клубящегося по земле. Купающиеся воробьи в луже сулили приход жары, а в земле – дождя. Красноватые вспышки молнии на горизонте наблюдали к ветреной и ураганной погоде.
 
Федор Колодезник


Федор Колодезник по народному календарю отмечается 21 июня (8 июня по старому стилю). Назван праздник от имени святого Феодора Стратилата, христианского мученика, чью память почитает церковь в данный день.
Феодор проживал в 3-4 веках на территории современной Турции, родом был из Евхаита. Однажды он сумел умертвить большого змея, пожирающего жителей, после чего Феодора назначили военачальником. Поселившись в Гераклее, он обратил к христианству практически всех горожан. Когда правитель привез в город статуи языческих богов из драгоценных металлов, Феодор их раздробил и раздал малоимущим. За то его предали избиению и пыткам, а затем зарубили мечом.
В народе Федора нарекли Колодезником, поскольку в данную дату определяли место для копания колодцев. Для этого накануне ночью в несколько мест на земле клали сковородки, а утром проверяли их. Если одна из сковородок покрывалась обильной влагой, то место под ней было идеальным для рытья колодезной шахты. Также место искали с помощью куриных яиц: их раскладывали по участку, а потом наблюдали какое из них самое мокрое.
Найти правильное место являлось важным делом, иначе вода могла быть непригодной для питья. Определив где рыть яму, жители молились в церкви за успех дела, затем приступали к рытью. Для укрепления колодезной шахты использовали дуб, осину, ольху или вяз. Надводную часть после возведения закрывали крышкой, чтобы внутрь мусор не попал, и домовой не испугался, если вдруг заглянет в колодец.
В народе существовали различные запреты по отношению к колодцу. Верили, что около него не стоит плевать шелуху семечек на землю, иначе жители будут относиться пренебрежительно. Женщинам запрещалось сидеть на краю колодца, так как опара для теста могла не взойти. Возбранялось смотреть ночью в колодезную яму, веря, что оттуда может выглянуть ведьма и поцеловать заглядывающего.
Также Федоров день называли Навозницей за традицию удобрять незасеянные поля навозом. Делалось это для снабжения почвы полезными микроэлементами. Обычно использовали перепревший за год навоз, его вывозили на поля и густо рассыпали, а на следующий год землю вспахивали и засевали.
Работу с навозом жители не считали унизительной, ведь от нее польза была для будущего урожая. На удобрение земли выходили семьями: женщины и дети нагружали тачки навозом, а мужики их к полю везли и высыпали. Вечером в данную дату накрывали стол, состоящий из 12-ти блюд, чтобы каждый месяц года было что покушать.
Если на Федора Колодезника примечали обилие росы, то готовились к большим сборам льна и конопли. Если видели, как вечером сгущаются и синеют тучи, то ожидали ночную грозу. Раскаты грома вдалеке предвещали непогоду.
 
Кириллин день


Кириллин день по народному календарю отмечается 22 июня (9 июня по старому стилю). Название день получил от церковной даты чествования двух святых – святителя Кирилла Александрийского и Преподобного Кирилла Белоезерского.
Кирилл Александрийский проживал в 3-4 веках в Египте, был образован, но с юношества стремился познать истину Божью, потому устроился в монашеском поселке неподалеку от Нитрийских гор. Через 6 лет его назначили священником, а после кончины Александрийского патриарха Феофила занял его пост. Святой заботливо относился к христианам, за годы управления Церковью он сумел изгнать из Александрии язычников и иудеев.
Кирилл Белоезерский жил в 14-15 веках на Руси. Родился в Москве в праведной семье с именем Косма, а когда осиротел, то жил у богатых родственников. Он отказался от светской жизни и постригся в иноки Симоновского монастыря под именем Кирилл, где через годы его назначили игуменом. Желая уединения, он направился жить к Белому озеру. К нему сходились монахи, поэтому святой организовал постройку Кирилло-Белозерского монастыря. Игумен получил от Господа дар чудотворения, помогал нуждающимся в еде и защите.
В Кириллин день наступала дата летнего солнцестояния, когда в сутках световой день был максимально долгим за год, а ночь самой короткой. Верили, что в летнее солнцестояние светило посылает на землю жаркие лучи для роста растений, потому, чтобы оно не выжгло урожай на полях, крестьяне совершали специальные ритуалы задабривания солнца.
В народе считалось, что в данный день случается максимальный расцвет в природе и наступала летняя пора. Период высадки огородных культур подходил к концу, однако высаживая рассаду на Кириллин день, жители могли получить к осени хороший урожай. Также начиналась пора скоса и заготовки сена на зиму.
В Кириллин день жители отправлялись в лес на сборы земляники. Согласно легенде, плодоносить она стала лишь после поцелуя Иисуса Христа. Растение особо ценилось в народе, поскольку имело хорошие лечебные свойства от разных заболеваний. Лекари использовали ее листья, коренья и ягоды, а обычные хозяйки варили из нее варенье, компоты и чай.
Матери в эту дату проводили обряды на оздоровление своих детей. Их символически подносили к печи, дабы огонь прогнал от чада болезни. Читая нужные заговоры, детей окунали в реку, оборачивая их затылком против течения. А утром детвору выпускали побегать среди высоких трав, чтобы роса очистила их и дала крепкое здоровье.
Если на Кириллин день наблюдали, как паук делает широкую паутину, то готовились к ясным дням. Низкий полет ласточек примечали к скорому дождю. Также дожди предвещали кричащие вороны. С данного дня истребление одного комара означало уничтожение целой их дюжины.
 
Знамения Тимофея


23 июня (10 июня по старому стилю календаря) в народе отмечается Знамение Тимофея. Имя дата получила в честь святого Тимофея Прусского, чью память поминает православная церковь в данный день.
Тимофей проживал в 4 веке в Вифинии, город Пруссы. Став епископом, он укреплял веру в христианах даже в период их преследования. За мудрость и праведность Бог наделил его даром чудотворения. Когда на Тимофея донесли правителю-язычнику, тот приказал запереть епископа в темнице. Однако святой и там проповедовал слово Божье и обращал к христианству иноверцев. За то правитель приказал отрубить голову Тимофею.
В народе в данный день наблюдали за знаками, предвещавшими жителям беды. Оттого и назвали день – Знамение Тимофея. Каждый присматривался к мелочам, дабы увидеть посланное свыше знамение. От знаков не отворачивались, напротив, жители воспринимали их как предупреждение. Видя их, народ подготавливал себя к плохому, потому в будущем случившаяся беда менее расстраивала жителей.
Народ верил, что вместе со знамениями являются на землю призраки, вредящие живому люду. Дабы от них оградиться, крестьяне носили специальные травы, отгоняющие нечистых сил – ромашку, крапиву, чертополох, папоротник. Также помогали молитвы и освященная вода. В данный день следовало попариться в бане или искупаться в водоеме.
Существовали и запреты в день Тимофея. После еды запрещалось оставлять ложку на столе, иначе урожай мог выдаться плохим. Убираясь, не следовало выметать сор из жилья, поскольку ветер мог его подхватить и по соседям разнести, что привело бы к ссоре.
Если кто из крестьян в день Знамения Тимофея видел волков близ деревни, то готовились к падежу рогатого скота. Кружащая стая ворон извещала о приближении массового заболевания жителей. Приметив обилие грызунов в хлеву или сарае, ожидали голодный год. Мельком увидеть в ниве блеск, похожий на огонек, означало наступление засухи и малый урожай.
Слышимый гул от земли сулил пожар в деревне, радуга на небе – голодание, огонь в облаках – начало войны. Заприметив на выпечке бок с комом, хозяева предвещали несчастье или смерть в семье. Также беду ждали, если по зеркало трещина пошла. Зато увидеть свое жилье в свете означало счастливое событие.
 
День Варнавы


24 июня (11 июня по старому стилю календаря) в народе празднуют День Варнавы. Название дата получила от имени святого Варнавы, апостола от 70-ти, и Преподобного Варнавы Ветлужского, почитаемых церковью в данный день.
Апостол Варнава являлся учеником апостола Павла. Вместе с ним распространял христианскую веру на территории Малой Азии, затем направился в Италию и организовал там епископский престол. Вернувшись на Кипр, святой рассказывал о жизни и подвигах Христовых. Однажды возмущенные проповедями иудеи напали на Варнаву и забили его камнями до смерти.
Варнава Ветлужский проживал в 15 веке на Руси. С молодости выбрал путь священнослужителя, а через годы ушел в уединение в пустынные места. Он остановился у Красной горы, неподалеку от реки Ветлуги, вел аскетическую жизнь. После смерти Варнавы на месте его проживания монахи воздвигли два храма, а через века был основан город – Варнавин.
В народе День Варнавы считали праздничным. Жители собирались со всей округи, накрывали в складчину большой стол, общались, пели песни. После захода солнца разжигали большие костры, вокруг них водили хороводы и прыгали через огонь. Незамужние девушки занимались гаданием на судьбу и суженного. Часто народное гулянье затягивалось до рассвета.
Верили, что в День Варнавы нечистая сила сходится вместе и делит между собой людские территории, где будет безобразничать. Одним доставалось скот изводить, другим - с болезнями к людям ходить, третьим – пугать детвору, четвертым – урожай на огородах губить. После дележки нечисть отправлялась выкатываться в траву, наполняя ее своим ядом. Говорили, что пик активности гулянья нечистой силы случается в полдень, и в эти часы жители старались не выходить на улицу.
В данную дату запрещалось притрагиваться к травам. Сорвав растение и принеся его в дом, можно было в жилье дух нечисти занести и тогда беды не миновать. Сенокос откладывали на следующие дни, иначе от такого сена скотина могла погибнуть зимой. Лекари переносили сбор целебных трав, веря, что от них больше проблем будет, чем пользы.
Иногда Варнаву называли земляничником. Связывали такое название с традицией в данный день гадать по землянике на будущий урожай. Для этого отправлялись в лес и глядели на земляничные ягоды. Если видели красные ягодки на кусте, то ожидали щедрый урожай яровых посевов.
Примечая в День Варнавы туман над водоемом, жители предвещали обилие грибов в лесу. Если с утра парило и усиливался цветочный аромат, то готовились к приближающейся грозе. Прячущиеся голуби предвещали ухудшение погоды. Солнце, окутанное на рассвете дымкой, сулило после обеда дождливую погоду.
 
Пётр Солнцеворот


Пётр Солнцеворот по народному календарю отмечается 25 июня (12 июня по старому стилю). Часть названия дата взяла от церковного дня почтения памяти святого Петра Афонского, проживавшего в 7-8 веках.
История Петра началась в Греции, в молодости он выбрал путь воина и стал военачальником в Константинополе. После заключения в сирийском плену Петр направился в Рим, где принял постриг в монахи от Папы Римского. Затем отправился в уединение на греческую гору Афон – более полувека он молился, соблюдал пост, боролся с бесовскими соблазнами покинуть свою обитель. Когда к старцу явился охотник, Петр поведал о своем бытие. Через 12 месяцев Петр скончался, а его мощи начали истощать целебные свойства.
В народе Петра нарекли Солнцеворотом, поскольку в данный день небесное светило поворачивало в сторону зимы. Хоть световые дни и начинали идти на убыль, а вот холоднее от этого не становилось. Напротив, солнечные лучи светили все жарче, наполняя своей силой колосья яровых посевов и плоды огородных культур.
Солнце в народе всегда почитали и относились к нему с уважением. В данную дату крестьяне утром отправляли на высокий холм в округе и обращались к светилу. Его благодарили за яркие лучи и тепло, славили и пели ему песни. У солнца просили задержаться на земле подольше, чтобы урожай выспел, а хлеборобы успели убраться с ним.
Иногда дату величали Петром-рыболовом, так как существовала традиция рыбачить на водоеме в данный день. Из принесенного улова варили уху. Рыба для крестьян была ценным источником пищи, особенно в голодный период, когда запасы в погребах иссякали, а новый урожай был на подходе. Также в рыбе имелись полезные вещества, необходимые человеческому организму.
Ещё одним названием даты было Запоздалый Капустник. Хозяйки в этот день занимались последней в сезоне высадкой рассады. Если не успевали раньше засеять поля, то до полудня сеяли светлые сорта зерновых – пшеницу, овес, а после полудня засевали темные – гречиху, рожь, ячмень. Позже посаженные культуры уже не успевали дать щедрый урожай.
Если на Петра Солнцеворота наблюдали много росы, то готовились к урожайному году. Долгое купание уток и гусей на водоеме предвещало выпадение осадков. Если в грозу над тучами наблюдали белые облака, то ожидали град. Погода данного дня предсказывала каким будет день скоса и подготовки сена.
 
Акулина Гречишница


Акулина Гречишница отмечается по народному календарю 26 июня (13 июня по старому стилю). Название дата частично позаимствовала от церковного дня почтения памяти святой мученицы Акилины Библосской.
Акилина проживала в Финикии в городке Библос в 3 веке, являлась праведной христианкой. В двенадцатилетнем возрасте девочка склоняла ровесниц принять веру Христа. За это на нее донесли местному правителю, а тот приказал пытать девочку. Ее избили, заставляя отказаться от веры, затем прожгли голову раскаленным железом.
Умершую Акилину выбросили за городом, куда явился Божий ангел и воскресил мученицу. Тогда девочка явилась к правителю, заявив о могуществе Господа. Испугавшись, он велел отрубить Акилине голову. По дороге на казнь Господь забрал душу ребенка к себе, а кат вынужден был казнить мертвое тело святой.
В народе Акулину прозвали Гречишницей, поскольку крестьяне отмечали праздник гречихи. В этот день старались не трудиться в поле, веря, что земля не даст гречки. А вот посев гречихи намечали за 7 дней до дня Акулины или спустя 7 дней от даты. Утром святой Акилине молились за богатый урожай гречки. Хозяева варили гречневую кашу и хвастались ею между собой, затем угощали ею голодных прохожих, а те благодарили хозяев и желали, чтобы гречиха много уродила.
Другим именем дня Акулины было Задери хвосты. В данный период на улице становилось очень жарко, близ скота появлялись назойливые насекомые. Мухи, оводы, гнус и мошкара кружили вокруг коров, больно их жаля. От них скотина становилась беспокойной: часто отмахивалась хвостом, бегала по лугам, меньше ела, в результате чего уменьшался ее удой. Кроме того, насекомые являлись переносчиками заболеваний.
Заботливые хозяева на Акулинин день пытались защитить скот и облегчить их страдания. Для этого скотину выпасали с восходом солнца, днем водили на реку, а после закрывали в прохладных хлевах. Для отпугивания насекомых коров обрызгивали настойкой полыни, мяты или лавра. От укусов насекомых страдали даже крестьяне – к ним слетались комары.
От того, что на Акулину Гречишницу скот нервно метался по полям, его молоко считалось непригодным для употребления. Обычно гречневую кашу варили на молоке, однако в данный день от него отказывались. Такое поверье шло от веры, что на Акулину молоко становилось вредоносным и убавляло здоровье.
Если на Акулину Гречишницу примечали обилие мошек, то готовились к погожим дням. Наблюдая вольный полет пчел из ульев, жители ожидали ясный день. Прилетевший большой овод предвещал щедрый урожай зерновых. Если пес выкатывался в травах, то ждали ухудшение погоды.
 
Елисей Гречкосей


27 июня (14 июня по старому стилю календаря) в народе отмечается Елисей Гречкосей. А по церковному календарю в данный день чествуют память пророка Елисея, от имени которого и был назван народный праздник.
Елисей проживал на севере Иордании за тысячу лет до пришествия Иисуса Христа. Еще юношей он стал учеником пророка Илии, а после его кончины перенял дар предвидения и чудотворения. Более шестидесяти лет Елисей служил народу, оповещая о будущих происшествиях. Он мог молитвой восстановить источник с водой для воинов, наполнить сосуд с маслом для голодающих или излечить тяжелобольного. Умер святой, прожив больше ста лет.
В народе Елисея прозвали Гречкосеем, так как в данный день повторно сеяли гречиху. Она считалась одним из основных блюд крестьян: из ее крупы варили каши или добавляли ее в супы, из гречневой муки готовили блины и лепешки. В выращивании гречка была неприхотлива, а по составу могла заменить мясо. Соцветия гречихи являлись хорошим медоносом, за что ее очень любили пчеловоды.
Чтобы гречка хорошо уродила, ее сажали в сухую почву. Для призыва дождя жители молились святому Елисею. Однако дожди ждали лишь со следующих дней, иначе выпавший дождь на Елисея Гречкосея сулил осадки в течение недели. Иногда крестьяне совершали призыв дождя, нарезая на куски крапиву, собранную в канавах, и веря, что она притянет грозовые тучи.
На Елисея Гречкосея существовала традиция проводить освящение одежды, сотканной или подаренной в нынешнем году. Также освящали неудобные и некомфортные одеяния. Над материалом зачитывали молитву и трижды обрызгивали святой водой. Считалось, что данный обряд в будущем защищал владельца одежды от бед и болезней.
Приметы на Елисея Гречкосея предсказывали жителям о будущей погоде. Наблюдая полет коршунов, готовились к ясной погоде. Густые тучи сулили о надвигающемся дожде. Скачущие у водоема лягушки предвещали скорые осадки. Также о непогоде извещал крик летучих мышей и пение петуха в неурочный час.
 
День Фита


День Фита по народному календарю отмечается 28 июня (15 июня по старому стилю). Фитом дата названа от имени христианского святого – мученика Вита Римского, почитаемого православными верующими в данный день.
Вит родился в 3 веке в Сицилии в богатой семье язычников. Мальчика воспитывал наставник-христианин и привил ему любовь к Богу. За постоянные молитвы Вит получил от Всевышнего дар чудотворения. В период преследования христиан его заставляли отказаться от веры: жестоко били, опускали в раскаленное олово, кидали в клетку с дикими зверями. Однако ангелы Божьи оберегали юношу. Тогда язычники подвесили на столбе Вита, его наставника Модеста и кормилицу Крискентию, и там избили их до смерти железными крюками.
В народе святого Вита прозвали более созвучно славянам – Фитом. Считалось, с его дня оканчивается период сева яровых культур. Поэтому крестьяне ждали созревания урожая на полях и оканчивали косить сено. Также жители занимались уборкой дома и хлева, стиркой, ремонтом сломанного инвентаря, кололи дрова на зиму, пололи сорняки на огородах, пряли и вышивали.
Ко дню Фита на полях подходил к созреванию овес. Им кормили крупный скот, из очищенного овса (овсянки) готовили каши, овсяную муку использовали для приготовления блинов, хлебных лепешек и печенья. Иногда из него варили овсяное пиво или брагу. Лекари умели из настоя овса готовить целебные снадобья от желудочных и легочных болезней, диабете, лихорадок.
Однако созревающий овес на полях привлекал пасущихся рядом коров и овец. Поэтому со Дня Фита пастухи приглядывали за скотиной, чтобы та не забралась в овсяные посевы. Поедание недозревших колосьев овса грозило домашней скотине болезнями. В данный день святого Вита просили уберечь скот от поедания овса.
Если в Фитов день наблюдали обилие утренней росы, то ожидали щедрое на урожай лето. Громкий стрекот кузнечиков извещал о ненастной погоде. Скот, уходящий с пастбища раньше времени, сулил приближение грозы. Также пасмурность и осадки предсказывали часто визжащие поросята и активно скачущие по полю овцы.
 
Тихон Тихий


Тихон Тихий по народному календарю отмечают 29 июня (16 июня по старому стилю). Дата получила название от церковной даты чествования святого Тихона Амафунтского, пострадавшего за веру в Господа.
Святой проживал в 4-5 веках на Кипре в Амафунте, воспитывался христианами, поэтому с ранних лет начал служить Господу. При церкви он читал Священное Писание, после его назначили диаконом. Когда скончался Амафунтский епископ, Тихона выбрали на его место. До конца своих дней он обращал к христианству иноверцев на Кипре и заботился о нищих, голодных и обездоленных.
В народе Тихона нарекли Тихим за созвучность его имени с тишиной. Считалось, что с данного дня Земля убавляет скорость вращения вокруг Солнца. Кроме того, жители наблюдали затишье птиц в округе, лишь соловей мог нарушить тишину своим пением. Даже лесные звери разбегались по норам. Связывали такое поведением с порой появления потомства и пришедшей летней жарой.
Со дня Тихона зрелое лето приходило на смену молодому. Жители верили, что теперь все посаженные растения быстро пойдут в рост, и ждали урожай. На полях подходил к концу посевной период, позже посеянные яровые хлеба имели риск не успеть созреть.
На Тихона Тихого односельчане добровольно устраивали толоку. Так называлась народная взаимопомощь жителям, нуждающимся в помощи, когда одному не в силах выполнить то, что может сделать группа рабочих. На Тихона организовывали толоку для снабжения полей навозом для озимых полей. После работы хозяин угощал помощников обедом, выставлял пиво или квас, а к вечеру посиделки переходили в народные гулянья.
В этот день тайно проводили обряд на повышения урожайности на огороде. Для этого в полночь целомудренные девушки раздевались догола и, пока никто не видит, пробегали вдоль своих грядок.
В данный день можно было избавиться от зубной боли. Помимо молитвы к святому Тихону, делали промывание зубов теплым отваром трав и ягод, прикладывали чеснок или соленое сало. Также у святого просили избавить от нервозности, стать спокойным и тихим.
Приметы на Тихона Тихого предсказывали о будущем. Видя яркие звезды и четкий млечный путь, жители готовились к погожим дням. Свернутые папоротниковые листья сулили жару днем, а закрытые цветы одуванчика или опущенные низко ветки ели извещали о будущей грозе. Если шел дождь и радуга постепенно блекла, значит, непогода отступала.
 
Мануйло и Савелий


Мануйло и Савелий по народному календарю отмечается 30 июня (17 июня по старому стилю). Праздник назван от церковной даты – дня почтения двух братьев-мучеников Мануила и Савела. Также в данный день церковь чествует их третьего брата Исмаила.
Братья проживали в Персии в 4 веке, от матери приняли христианство. Когда они выросли, то поступили на военную службу. Через годы Мануила, Исмаила и Савела направили как государственных советников на заключение мира к римскому императору. Однако там правитель-язычник Юлиан, узнав об их вероисповедании и отказе принести жертву языческим богам, приказал пытать братьев, а после обезглавить.
В народе особое внимание уделили двум братьям – Мануилу и Савелу. В их день до прихода христианства чествовали Молодого Ярилу – бога тепла и плодородия. Сам праздник называли Ярилкой. По городам и селам жители организовывали ярмарки, распродавали или покупали сезонные продукты и изделия. После них развеселенный народ устраивал гулянье с песнями и плясками.
Существовало поверье, в день Мануйла и Савелия солнце замирает на небе, а нечистая сила выходит из убежища, дабы навредить народу. Если поднимался туман над поляной, то говорили, что его зло подняло. Иногда в тумане неожиданно показывались людские тени. Заходить в белый туман запрещалось, иначе нечисть могла в болота заманить и там затянуть на глубину.
В данную дату нечисть перевоплощалась в незнакомых людей или покойников, подходила вечером к окнам, тихим голосом звала хозяев и просила вынести огня. Потому на Мануйла и Савелия запрещалось давать взаймы и выносить спички, поскольку можно было вынести благосостояние из семьи. Невидимые духи, попавшие в жилье, пугали жителей резкими звуками, ночью шумели предметами. При необычных явлениях следовало перекреститься и прочитать молитву.
Если возле двора появлялась потерявшаяся белая корова, то заводить ее к себе в хлев возбранялось. Верили, это нечистые духи так к людям проникают, перевоплотившись в рогатый скот. Впустив корову в хлев, крестьяне могли лишиться удоя у своей скотины, а в худшем случае домашний скот мог передохнуть от мора.
На Мануйла и Савелия существовала традиция разжигать большие костры на берегу водоемов. Над кострами ставили вариться яйца и читали заговор. Верили, что обряд с вареными яйцами поможет домашней птице увеличить яйценоскость. Кроме того, кострище отгоняло нечистых духов от поселения.
Если в данный день примечали духоту с утра, то готовились к дождю в середине дня. Однако опустившийся дождь предвещал крестьянам щедрый сбор урожая. Сильные осадки сулили снежную зиму. Бардовый закат предсказывал в следующий день сильный ветер.
 

Сейчас смотрят: Никто не смотрит!
Назад
Верх Низ