Чтобы помнили...

27 февраля 1887 года в городе Нижний Новгород родился Нестеров Петр Николаевич

scale_2400


Легендарный русский военный летчик. Штабс-капитан. Изобретатель.
Основоположник высшего пилотажа. Впервые в мире выполнил на самолете «мертвую петлю», названную затем «петлей Нестерова».


В 1912 г. Петр окончил Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу и получил звание пилота-авиатора и военного летчика.
Вскоре был назначен в авиационный отряд, где талант летчика и военного специалиста Нестерова проявился в полной мере. Став опытным пилотом, занимался и конструкторской деятельностью - разработал проект самолета без вертикального оперения, конструкцию двигателя с воздушным охлаждением, занимался строительством одноместного скоростного самолета, разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полеты.
Петр Николаевич изучал маневренные возможности самолетов, теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и кренов, а также самостоятельно осуществил их на практике.
Для доказательства своих идей в 1913 г. впервые в мире выполнил «мертвую петлю», впоследствии названную «петлей Нестерова», тем самым положив начало высшему пилотажу и факт, что первым в истории мировой авиации петлю совершил русский летчик. Фигура была выполнена 9 сентября 1913 года (27 августа по старому стилю) в 18:10 над Сырецким полем в Киеве на моноплане Ньюпор-4 (Nieuport IV.G).
Помимо этого, Нестеров организовал и лично участвовал в нескольких групповых дальних перелетах, которые для того времени стали большим достижением. Во время одного из них впервые в истории авиации им проводилась маршрутная киносъемка.
Легенда русской авиации и талантливый авиаконструктор - Нестеров является автором многих оригинальных идей и проектов, значительно опередивших свое время. Он кавалер многих орденов и был награжден Георгиевским оружием.
Петр Николаевич Нестеров погиб 8 сентября 1914 г. около города Жолква, Украина, в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив воздушный таран и сбив самолет противника. Похоронен герой в Киеве.
 
Екатерина II и независимость США

hhh.jpg


Февраль - это не только время изгнания "наших западных партнеров" в 1813-м и разгрома их же под Сталинградом в 1943-м.

Есть еще одна памятная дата, о которой не стоит забывать, и которые очень сильно между собой связаны.

В феврале 1780 году Екатерина II не только отказалась помогать Великобритании в войне с колонистами, но и объявила вооруженный нейтралитет, поставив крест на попытках Тауэра ввести торговые санкции против своих колоний и блокировать их торговлю с Европой.

Важнейшим международным актом, предпринятым Россией в связи с войной, которую Великобритания вела с Соединенными Штатами и европейскими державами, явилось провозглашение 28 февраля (10 марта) 1780 г. декларации о вооруженном нейтралитете.

В декларации говорилось: 1) нейтральные суда могут свободно посещать порты воюющих держав; 2) собственность воюющих держав на нейтральных судах, за исключением военной контрабанды, пропускается неприкосновенно; 3) военной контрабандой признаются только предметы, перечисленные 10-й и 11-й статьями договора России с Англией 1766 г. (т.е., оружие, военные припасы и пр.); 4) под определение блокируемого порта подпадает лишь порт, вход в который фактически затруднен военно-морскими силами; 5) эти принципы будут служить правилом в определении законности призов.

Провозглашение вооруженного морского нейтралитета имело огромное международное значение: с этого момента устанавливались твердые правила, ограждавшие морскую торговлю нейтральных держав во время войны. На протяжении 1780 - 1783 гг. к декларации присоединились практически все нейтральные страны Европы, что было официально закреплено соответствующими соглашениями. Франция и Испания также признали выдвинутые Россией принципы.

Проводимая Россией политика способствовала улучшению международного положения Соединенных Штатов и подрыву морского могущества Англии. Принципы вооруженного морского нейтралитета были выгодны всем другим государствам и, прежде всего, США.

В сентябре - октябре 1780 г. декларация о вооруженном нейтралитете специально рассматривалась Континентальным конгрессом США, который принял постановление, полностью одобрявшее правила, «основанные на принципах справедливости, беспристрастности и умеренности».
 
1 марта 1912 года родился Черток Борис Евсеевич в городе Лодзь, Российская империя

scale_1200


Российский ученый-конструктор. Один из ближайших соратников Сергея Павловича Королева. Академик Российской Академии Наук. Основоположник теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами.

Секретный сотрудник засекреченной отрасли вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет.
Ученый написал книгу «Ракеты и люди»: четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики, о том, как и кем она создавалась. Американское космическое агентство NASA переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» является настольной книгой американских специалистов.
Слово "первый" часто встречается в биографии Бориса Чертока. Он возглавлял разработку систем управления первых в мире пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", спутника связи "Молния-1", первого аппарата, совершившего мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций, спутников серии "Космос", кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе. Борис Черток участвовал в создании станции "Салют" и многоразовой космической системы "Энергия — Буран".
Многие годы Борис Черток являлся руководителем подготовки и проведения академических чтений по космонавтике.
До последних дней выдающийся конструктор оставался сотрудником РКК "Энергия" и читал студентам лекции.
2 мая 1945 года расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим моментом в своей жизни.

Борис Черток был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему присуждены Ленинская и Государственная премии СССР. Он награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "За заслуги перед Отечеством" IV степени, многими медалями.

Скончался великий ученый 14 декабря 2011 года, не дожив менее 3 месяцев до своего СТОЛЕТНЕГО юбилея. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №11.
 
9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области
родился первый человек, совершивший полет в космос, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин


590.jpg


"Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!"
Ю.А. Гагарин

Сегодня смоляне, а вместе с нами вся Россия и весь мир отмечают 90-летие со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина - первого космонавта планеты Земля.

Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949г., Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище. В 1951-м — в Саратовский индустриальный техникум на то же литейное отделение, где вступил в аэроклуб ДОСААФ. Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955г. Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге. 9 декабря 1959г. Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.

Интересные факты:
▶️ В первый год войны Юра Гагарин нашел в лесу возле родной деревни Клушино раненого красноармейца. Он и старший брат Валентин носили солдату еду и перевязывали его раны.

▶️ Любимыми фильмами Юрия были те, в которых персонажи проявляли героизм, а любимое слово, чаще всего им употреблявшееся, было: «работа».

▶️ Психологические испытания оказались, пожалуй, тяжелее физических нагрузок, к которым организм первого космонавта был подготовлен. Когда капсула вошла в земную атмосферу, обшивка корабля загорелась, жидкий металл потек по стеклам иллюминаторов, кабина затрещала. Но Юрий Гагарин решил не пугать инструкторов на Земле и рассказал им обо всем позже.

▶️ Космонавт считал, что необходимо беречь и сохранять родную историю. Гагарин ратовал за восстановление храма с целью воспитания патриотизма у молодежи (это был памятник, воздвигнутый в честь победы над Наполеоном).

27 марта 1968 г. во время испытательного полета на самолете МиГ-15 во Владимирской области Гагарин и его напарник Серегин не смогли справиться с резко возникшей нештатной ситуацией и оба погибли. Первый космонавт Земли погиб в полном расцвете сил – ему было 34 года.

Я желаю, чтобы сказанные им слова – «Главная сила в человеке – это сила духа» – для всех нас служили жизненным ориентиром.
 
11 марта 1726 года родился Чичагов Василий Яковлевич

Происходил из дворянского рода Чичаговых.
scale_1200


Русский выдающийся флотоводец екатерининской эпохи. Единственный моряк - кавалер ордена Святого Георгия 1-й степени. Один из выдающихся сподвижников Екатерины II. Вошёл в историю, как известный мореплаватель - исследователь Арктики, прославленный победами флотоводец и энергичный организатор реформ в интересах укрепления Российского флота.

Обучение завершил в 1742 году, после чего 16-ти лет поступил на службу в российский флот.
Чичагов занимал пост главного командира Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов. Во время Русско-турецкой войны в 1772 - 1774 годах Чичагов командовал одним из отрядов Донской флотилии, которая обороняла Керченский пролив. В 1782 году получил звание адмирала.

После смерти адмирала Грейга, Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами. В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском, Ревельском и Выборгском сражениях, взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира.

Награды Василия Чичагова
Орден Святой Анны;
Орден Святого Георгия IV класса - за проведение 18 кампаний;
Орден Святого Александра Невского;
Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1790) - за победу в Ревельском сражении;
Орден Святого Георгия I класса (26 июля 1790) - за победу в Выборгском сражении.

Скончался 16 апреля 1809 года, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Надпись на надгробной памятнике, сочинённая лично Екатериной II, гласит:
"С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил".
 
13 марта 1888 года родился Макаренко Антон Семенович,
Белополье, Харьковская губерния, Российская империя


Makarenko.jpg


"Человека нужно не лепить, а ковать. создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек".
Антон Семенович Макаренко


Всемирно известный российский воспитатель. Педагог и писатель. Бригадный комиссар Народного Комиссариата Внутренних Дел Советского Союза. Его книга «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков.
Согласно организации ЮНЕСКО отнесен к четырем педагогам, наравне с Дьюи, Кершенштейнером и Монтессори, определившим способ педагогического мышления в XX веке.

По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем в 1911–1914 годах работал учителем. Затем поступил в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В течение нескольких лет возглавлял железнодорожное училище в Крюкове и городское училище в Полтаве.
С 1920 года Антон Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Педагог присвоил ей имя писателя Максима Горького, с которым состоял переписке. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Некоторое время руководил педагогической работой в трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году Антон Макаренко переехал в Москву и последние годы жизни посвятил литературной и просветительской деятельности.
Педагог выступал против элементов тюремного режима и жесткой системы наказаний. Важное значение в воспитании подростков он придавал производительному труду. Ядро его учения – теория воспитательного коллектива, который Макаренко считал ключом к развитию личности. В числе воспитанников Макаренко – 3000 беспризорников, и ни один из них не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире.

Известного педагога не стало 1 апреля 1939 года. Смерть его окутана завесой тайны. Медики сделали заключение, что умер Макаренко от сердечного приступа.
 
День выхода человека в открытый космос
18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос


13-pervyj-vyhod-v-otkrytyj-kosmos.jpg


Первый в мире полет человека на орбиту Земли, состоявшийся 12 апреля 1961 г., открыл новую эру в истории освоения космоса. Юрий Гагарин совершил настоящий подвиг, отправляясь с улыбкой на лице на встречу с неизведанным. Спустя почти 4 года произошло второе по важности событие - человек вышел из корабля "Полет-2" в безвоздушное пространство. Это сделал 18 марта 1965 г. 31-летний Алексей Леонов, отзывавшийся на позывной "Алмаз-2".
Командиром корабля был летчик Павел Беляев. Он считался самым опытным пилотом из числа входящих в первый отряд космонавтов, но имел неудовлетворительные показатели здоровья и стоял в очереди на отчисление. На участии Беляева (позывной - "Алмаз-1") в полете настоял лично Юрий Гагарин. Леонов пробыл в безвоздушном пространстве 12 минут и 9 секунд. Полет до сих пор считается одним из самых непростых и напряженных в истории советской космонавтики. После него суеверные пилоты перестали брать позывные с названиями камней. Возникшие в ходе выполнения заданий сложности не умаляют грандиозности произошедшего события. Поэтому 18 марта ежегодно отмечается День выхода человека в открытый космос.
Соревнование двух сверхдержав в годы холодной войны проявлялись не только в участии Советского Союза и США в гонке вооружений. Америка и Советский Союз вкладывали колоссальные ресурсы в развитие космических технологий. Каждая из стран боролась за первенство в сфере освоения безвоздушного пространства. Смирившись с полетом Ю. Гагарина, США решили взять реванш, отправив астронавтов 28 апреля 1965 г. с важной миссией - осуществлением выхода в открытый космос. Но СССР сумел опередить американцев, сорвав их планы.
Выход Леонова в космос должен был осуществляться через 2-метровый тренировочный шлюз. Герметичность надутого оригинала, подвешенного к борту корабля, проверялась накануне вылета на Земле в течение суток. Солдат, стоящий на охране объекта, от скуки играл защелкой, с помощью которой шлюз был зафиксирован на лебедке. От очередного щелчка камера для выхода в космос сорвалась и лопнула. Конструкторы и инженеры "Полет-2" в срочном порядке установили на борт тренировочный шлюз.
Старт корабля с космодрома Байконур и выход Леонова в безвоздушное пространство прошли в штатном режиме. Летчик парил в космосе, удаляясь от корабля на расстояние до 5 метров, и даже совершил несколько кульбитов. Беляев, наблюдавший из корабля за напарником, дожил ЦУПу: "Все сделано по плану. "Алмаз-2" готовится ко входу". Но тут случилось непредвиденное - скафандр Леонова раздулся от избыточного давления, став очень жестким. Пилот не мог попасть в шлюз ногами вперед, как того требовала инструкция.
Не сообщив о ЧП в Центр управления полетами, Леонов сбросил давление в 2 раза - до 0,27 атмосфер. Ждать ответа из ЦУПа не было времени - через 5 минут корабль должен был попасть в тень Земли и погрузиться в кромешную тьму на час. Скафандр слегка сдулся и космонавт протиснулся в шлюз головой вперед. Чтобы попасть на корабль, "Алмазу-2" необходимо было развернуться в узком отсеке. От этого маневра пульс Леонова увеличился до 190 ударов в минуту, а температура его тела подскочила настолько, что пилот мог получить тепловой удар.
Не дожидаясь закрытия люка и полной герметизации шлюза, космонавт снял гермошлем, в очередной раз нарушив инструкцию. 1,5 часа эксперимента в открытом космосе стоили Леонову потери 6 кг веса. Эпизод со скафандром не стал последним в череде трагических случайностей. Во время спуска на Землю отстрел трубы произошел очень резко - сильный удар закрутил корабль в 2 плоскостях. Автоматического включения тормозного двигателя не произошло, системы стабилизации и ориентации в пространстве вышли из строя.
Беляев решил сажать "Полет-2" вручную. Концентрация в кабине кислорода в 6 раз превышала норму, поэтому малейшая искра от работы приборов могла вызвать пожар. Спуск в кабине без помощи автоматики был практически неуправляем. Вместо казахских степей корабль приземлился 19 марта в тайге Прикамья.
Космонавтов, выбравшись из кабины, встретили не работники ЦУПа, а уральские морозы. Леонов и Беляев развели костер, чтобы согреться, пока их разыскивали по тайге специальные отряды и лыжники-добровольцы. Вертолет, обнаруживший пилотов, не мог взять их на борт из-за отсутствия подходящей площадки. Ночь с 19 на 20 марта до встречи с поисковиками космонавты провели в таежном лесу. Героев ждала теплая встреча в Перми и почести и награды в Москве. Выступая перед государственной комиссией с отчетом о результатах полета, А. Леонов сделал самый короткий в истории доклад: "В открытом космосе жить и работать можно".
 
19 марта 1913 года в городе Новосибирск родился Покрышкин Александр Иванович

longrid-138.-foto-3.-savostyanov-vladimir-tass-1357x2048.jpg


Российский военный деятель. Маршал авиации. Летчик-ас. Первый трижды Герой Советского Союза. Кандидат военных наук. Член Президиума Верховного Совета СССР. Второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди летчиков во Второй мировой войне.

Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов.
В годы Великой Отечественной войны совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв и сбил 59 вражеских самолётов. Он уделял большое внимание разработке тактики действий авиации и подготовке молодых лётчиков.

▪️Первый трижды Герой войны, и таким он был единственным до конца Великой Отечественной. Он был автором новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца — искусного, яростного и благородного.

▪️Его знали и боялись враги. Уже в 1943 г. летный почерк А.И. Покрышкина стал известен фашистскому воздушному командованию. Гитлеровские наблюдатели на земле и в воздухе предостерегали своих пилотов: "Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!" Это паническое предупреждение являлось и высшей аттестацией нашему славному летчику.

▪️В 1945 г. командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30.04.1945 г.

▪️Его подвиги и военный талант признали 39 государств мира. В 1944 г. президент США Рузвельт официально объявил Покрышкина «лучшим лётчиком-истребителем всех союзных армий».

▪️После войны Покрышкин внёс значительный вклад в развитие советской противовоздушной обороны и системы ДОСААФ. В декабре 1972 г. ему было присвоено звание маршала авиации.

Александр Иванович Покрышкин скончался 13 ноября 1985 г. Похоронен великий русский летчик-асс в Москве на Новодевичьем кладбище.
 
21 марта 1825 года в городе Роченсальме, Выборгской губернии родился Можайский Александр Федорович
01N-sX4NAQI.jpg

Российский военный моряк. Контр-адмирал. Изобретатель.

Построил и испытал первый самолет на двадцать лет раньше американцев братьев Райт. Первым в мире получил патент на самолет.

Потомственный моряк, Александр Федорович Можайский получил военное образование и вместе с ним познания в прикладных науках, физике и механике. Но прежде чем прийти к своим исследованиям в сфере авиастроения, он успел сделать блестящую карьеру на флоте, посвятив службе в общей сложности более 24 лет и дослужившись в итоге до чина контр-адмирала. Свои первые инженерно-технические навыки он также приобрел во время военной службы.
Молодой Можайский отправился в плавание по Балтийскому и Белому морям. Экспедиции проводились на разных судах и в целом продлились около семи лет. Затем началась служба на Балтике. Во время нее осуществился двухлетний поход в Японию на фрегате. По некоторым данным, фрегат был разрушен во время цунами, и Александр спроектировал шхуну, на которой и вернулся на родину.
Впоследствии, по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно.

Александр Федорович Можайский скончался 1 апреля 1890 г. в Санкт-Петербурге.

Награды Александра Можайского:
Орден Святого Станислава II степени, бронзовая медаль на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.», Орден Святого Владимира IV степени,
Нагрудный знак отличия «За успешное введение Положения 19 февраля 1861 года».

Интересные факты:
▪️ Сын исследователя пытался продать правительству обломки первого самолета, но неудачно
▪️ Мысли о постройке летательного аппарата возникли у конструктора во время наблюдения за полетами воздушных змеев и птиц
▪️ Благодаря поддержке Менделеева, получил 3000 рублей на исследования в области летательных аппаратов от воздухоплавательной комиссии
▪️ Штабы иностранных государств приложили все силы к противодействию постройке и успешным испытаниям проектов инженера.
 

Сейчас смотрят: Никто не смотрит!
Назад
Верх Низ